Интервью с Сергеем Гламаздой
Генеральный менеджер Virtus.pro Сергей Гламазда подвел промежуточные итоги своей работы в киберспорте в целом и в Virtus.pro в частности, назвал цель создания молодежного состава по Dota 2, а также высказался о проблеме эмоционального выгорания у игроков.
Начнем с вопроса, который я задавал во всех интервью во время пандемии: как ты пережил карантин, сложный ли получился период?
Сейчас карантин ослаб, поэтому все стало проще. В целом все было нормально. Я просто работал, дома занимался спортом, читал книги, смотрел сериалы. Было неприятно, что нельзя гулять, но ответственность за свое здоровье и здоровье близких - это самое важное. Поэтому отнесся к карантину абсолютно нормально. Сейчас, естественно, я уже выхожу на прогулки, но при этом всегда с маской и санитайзером. В плане работы поменялся только формат: вместо встреч в офисе или поездок появились Zoom и Discord.

С момента твоего прихода в киберспорт прошло уже больше полугода, давай подведем промежуточные итоги. Какие результаты ты уже сейчас можешь занести себе в актив? И вообще сильно ли отличается киберспорт от того, к чему ты привык на предыдущей работе?
Отличается все очень сильно. Здесь другой формат общения, другие бизнес-цели. Первые полгода, думаю, прошли хорошо. Естественно, есть еще вещи, которые я не успел реализовать. Плюс я всегда стараюсь критично относиться к своей работе, поэтому есть некоторые вещи, которыми я недоволен, - но мы их поправим в дальнейшем.

Из позитивного: думаю, что я уже хорошо погрузился в понимание дисциплин и разобрался, как все устроено внутри. Поэтому некоторые кадровые изменения, связанные с игроками, прошли довольно удачно. Нельзя сказать, что все было идеально, но спортивные изменения, как я считаю, были позитивными. По медиа мы сейчас дорабатываем форматы, которые хотим запустить. Вот в этом аспекте карантин нам доставил проблем, поскольку ограничил возможности для активностей.

Но главное, что хочу отметить, - я смог найти общий язык с игроками, понять лучше их точку зрения, донести свое понимание того, как киберспорт должен развиваться. Теперь мы можем реализовывать те вещи, которые сочли приоритетными.

Мне всегда казалось, что реалии работы в киберспорте могут шокировать специалистов, которые приходят к нам из другой индустрии. Бросилось ли тебе что-то такое в глаза за первые месяцы работы?
С трансферами все более-менее в порядке. У меня были примеры разных трансферов за этот год, поэтому я уже смог оценить, как здесь все работает. Большинство таких сделок прошло гладко, без каких-либо упреков со стороны партнера.

Меня шокировали несколько вещей. Например, то, как ведется бизнес. Я очень удивился количеству "дружеских - семейных" связей, которые в киберспорте как будто бы везде. Люди, которые работают в киберспорте, - порой у них нет ни высшего образования, ни какого-то профильного, но они занимают внутри организаций довольно высокие позиции, управляют стратегией ведения бизнеса. В классическом бизнесе это просто невозможно.

Естественно, вы должны понимать и любить спорт, но вы должны понимать и то, как работает медийный рынок, рекламный рынок - какие-то базовые вещи. В киберспорте же, как правило, этим занимаются какие-то друзья или знакомые, которые вдруг доросли до статуса директоров. Вот это меня немного смущает. Иногда непонятно, люди пытаются между собой хорошие отношения выстроить или повысить эффективность своих команд. Когда я говорю про эффективность - это я говорю про спортивный результат, выручку, медийные показатели.

Кроме того, в классическом спорте очень много внимания уделяется развитию молодежи, у нас это не так распространено. Поэтому мне очень нравится идея вторых составов, работы с молодежью - развития у нее профессиональных навыков. Я считаю, что с молодыми игроками должны работать психологи, диетологи, тренеры по физической подготовке. Должен быть абсолютно понятный механизм, как искать талантливых игроков и развивать внутри киберспортивной организации.

Молодежные составы для VP - это попытка вырастить звезд для конкуренции с основной командой? Или работа в стиле футбольных "Аякса" и "Порту", регулярно продающих игроков?
В моем понимании, киберспортивная организация должна развивать индустрию. Постоянным перебрасыванием игроков из одной команды в другую вы ничего толком не развиваете. А вот, если вы занимаетесь поиском молодых талантов и даете им возможность играть на профессиональной сцене, вы уже помогаете индустрии. В идеальном мире, если бы у вас были две полноценные команды, трансферы потеряли бы смысл. Зачем платить огромные деньги, если можно вырастить таланта у себя, который тебе подходит по всем тем критериям, которые ты закладываешь в ценности своей организации.

Но ведь в большом спорте от трансферов не избавились.
Я не говорю, что от них нужно избавиться. Мы же живем не в идеальном мире. Но в текущих реалиях трансферы надо минимизировать. Я не вижу смысла каждый год тратить огромные деньги на подписание игроков. Если у вас качественно работает скаутинг и вы грамотно строите работу команды, тогда, по идее, вам трансферы не нужны, ведь вы изначально собрали тот состав, который может играть несколько лет.

Трансферы же происходят в тот момент, когда вам нужно здесь и сейчас усилить состав, если вы недовольны спортивными результатами. Соответственно, если ты выстроил систему поиска талантов, то сможешь минимизировать количество трансферов.

Сейчас в киберспорте активно обсуждают тему эмоционального выгорания. Считаешь ли ты эту проблему актуальной? Или игроки зря жалуются, как утверждал Алексей "yXo" Малецкий?
Сомневаться в реальности эмоционального выгорания - это то же самое, что говорить, будто люди, у которых диагностируют депрессию, придумали ее сами себе. Я считаю, что в СНГ проблемы, связанные с психологическим состоянием людей, воспринимают очень странно. Если ты говоришь, что ходишь к психологу, на тебя косо смотрят. Но при этом если ты страдаешь алкоголизмом, то это нормальная история.

Надо работать над любой психологической проблемой, которая есть. Нельзя говорить, что люди не имеют права уставать либо выгорать, если они играют на профессиональной сцене. Это актуально и для классического спорта. Просто там в этом сложнее признаться: все понимают, что их сразу заменят на кого-то более готового. Поэтому профессиональный спортсмен будет скорее терпеть, чем поднимать проблему. Я же общаюсь с ребятами и понимаю, что у нас в некоторых случаях такой отдых - необходимость. Люди имеют право уставать. И если мы заранее обсудим даты отдыха, это будет правильно.

Важно понимать, что это не формат "присел на ЗП". Как правило, в инактиве зарплата игроков уменьшается очень сильно. У 90% игроков оклад привязан к спортивному результату. Я знаю людей, которые являются про-игроками, но на текущий момент получают меньше, чем кассир в магазине. Как бы это абсурдно ни звучало. Поэтому все истории о том, что какая-то команда ничего не выигрывает, а ее участники все равно получают по, скажем, $5,000, - это очень маловероятно.

Если человек уходит в инактив, он продолжает получать оклад, но сумма становится меньше. Он же не играет - это несправедливо по отношению к его тиммейтам, которые продолжают работать. И это не какой-то внутренний порядок VP, это история базового механизма работы индустрии.

Каков сейчас эмоциональный настрой состава по Dota 2? Resolut1on в интервью говорил, что теперь, когда на горизонте не осталось крупных турниров, мотивация у команды просела.
Это скорее фигура речи, потому что я с ребятами общаюсь - они все мотивированы играть и выигрывать. Тяжело вообще представить профессионального киберспортсмена, который получает удовольствие от проигрыша. Сложность заключается в том, что все турниры с точки зрения престижа стали идентичны. Расписание во время карантина было построено таким образом, что играть приходилось каждый день, а все официальные матчи можно было приравнять по уровню к праккам.

Раньше ты играл пракки, оттачивал какие-то наработки и затем реализовывал их на турнире. Когда чемпионаты идут нон-стоп, то ты играешь сырыми наработками и пытаешься улучшить их на лету. Это тяжело. Я рад, что сейчас есть небольшая пауза в графике, потому что многие турнирные операторы, понимая историю с онлайном, начнут предлагать что-то более значимое - с точки зрения призового фонда, формата игры. Уже в августе будут турниры с большим призовым фондом.

Было ли ошибкой принимать так много инвайтов в весенние месяцы? Команда все это время играла практически каждый день.
Думаю, что можно было некоторые турниры пропустить. Но это начинаешь понимать, только когда этот период закончился. На тот момент нам казалось, что мы приняли верное решение.

Чего конкретно вы ждете от профессиональной сцены после июльского перерыва?
Мы ожидаем более крупных турниров в августе и сентябре. Плюс есть слухи, что сезон DPC должен стартовать в конце сентября либо в начале октября. Но пока нет понимания, в каком формате. Существует мнение, что в следующем году будет только один The International в конце года, а до него Valve запустит онлайновые лиги в том формате, который предлагала изначально. Чтобы не заниматься гаданием на кофейной гуще, нам остается просто ждать.

Как выглядит ваша работа с Valve с точки зрения коммуникации? Есть ли какой-то постоянный способ общаться с разработчиками и узнавать, что происходит?
У Valve есть почта на все случаи жизни, куда направляются все вопросы. У Valve нет отдельного человека, выделенного на киберспорт. У них вся команда отвечает за развитие Dota 2. Поэтому, действительно, информации очень мало.

С точки зрения медийной составляющей эти региональные лиги - это хорошо или плохо? С одной стороны, очевидно, что не будет возможности делать разнообразный контент, но с другой - это регулярная история, удобная для просмотра.
Мне регулярность нравится больше, потому что, когда у тебя есть четкий график, ты можешь больше времени уделить подготовке, базовой жизни и медиа. Когда ты живешь в постоянном цикле из перелетов и квалификаций, это не очень здоровый режим.

Как ты оцениваешь последние результаты состава и каков в целом план работы сейчас?
Вопрос критики мне понятен. Все ожидают побед - и я тоже. Когда ты смотришь на Team Secret, то тебе, естественно, кажется, что это идеал, что команда и должна вот так выигрывать абсолютно все турниры. Но мы недавно выпустили аналитический материал по поводу результатов составов Virtus.pro по Dota 2 во время пандемии - и цифры там хорошие, если сравнивать не с Team Secret, а с другими организациями.

Но у ребят, конечно, были другие ожидания: хотелось выигрывать больше. Мы с ними это обсуждали, проговорили, что нам еще предстоит собраться на буткемпе, поработать там. Все понимают, что нужно готовиться, тренироваться.

После ухода boo1k состав остался без тренера, и с тех пор мы не слышали ни про тренера, ни про аналитика команды. Вам не нужна помощь этих специалистов?
Они есть, и мы их анонсируем ко времени.

Придет ли киберспорт вообще к формату набора персонала, как в большом спорте? Чтобы у команд были не только тренер и аналитик, но и психолог, физиотерапевт, диетолог...
Тренер и аналитик - это та база, которая есть у всех команд. Хотя есть команды, которые считают, что пяти по-настоящему сильным игрокам и тренер может быть не нужен.

Модели бывают разные, здесь нет золотого стандарта, которому все должны следовать. Я считаю, что на 100% всегда должен быть психолог. Плюс думаю, что в идеале должен быть и специалист по физической подготовке, хотя бы какой-то базовой. Потому что твои питание и физическое здоровье влияют на то, как ты играешь, как тренируешься, как быстро выгораешь. Должен ли быть в штате массажист - это уже другой вопрос.

И сейчас у Virtus.pro закрыты все основные позиции? Ну, кроме массажиста.
Да, массажиста нет, но у каждого состава есть по психологу. Они разные - работают на разные цели. Что касается физической подготовки, мы сейчас прорабатываем это направление.

Что лично ты изменил, когда пришел в организацию? Были ли какие-то практики, от которых ты отказался, либо, наоборот, что-то принципиально новое, что ты привнес?
Начнем с основного - со спортивных результатов. Мы добавили психологов и изменили задачи менеджеров разных составов. Я хочу, чтобы каждый из них был не просто человеком для обеспечения бытовых потребностей, а настоящим специалистом, который смог бы поддерживать команду морально и думать о том, кто играет хорошо, а кто - плохо; как можно усилить состав. Менеджеры должны помогать составам и организации становиться сильнее. Я знаю нескольких таких специалистов, которые сами ищут игроков и, по сути, исполняют обязанности агентов и скаутов.

Мы также начали потихоньку развивать историю молодежных составов, я вижу в этом большое будущее. Третье нововведение - смена форматов в медиа. Мы меняем подход к тому, что публикуем в социальных сетях. Следим, чтобы этот контент не надоедал аудитории. У нас появилось много новых инструментов аналитики, позволяющих разобраться, что нравится болельщикам. Поэтому после карантина мы сможем предложить аудитории что-то более интересное и вовлекающее.

Про операционную деятельность нет смысла рассказывать - мы просто поменяли некоторые бизнес-процессы, чтобы работать более быстро и эффективно с точки зрения затрат. Есть еще отдельный пласт - это развитие медийных образов игроков. Помимо этого, мы добавили состав по Rainbow Six Siege в наш актив, ушли от составов по Apex Legends, расширили присутствие в Fortnite. До конца года у нас еще будут интересные анонсы.

Я знаю, что, помимо прочего, ты активно общаешься с игроками и проводишь с ними время. Зачем, ведь у них есть психологи и менеджеры, которые поддерживают их?
Моя задача - понимать все, что у нас происходит в каждой части бизнеса, поэтому это, с одной стороны, необходимость, а с другой - все наши игроки сами по себе интересные люди, с которыми приятно общаться.

Я не возвожу барьеры "игрок - не игрок" и общаюсь со всеми в организации. Тут тоже нужно понимать, что я не стараюсь стать для всех другом - у нас все-таки бизнес, и все понимают границы. Мне интересно, что происходит в составе, есть ли какие-то проблемы, которые я мог бы решить. Это тоже входит в обязанности генерального менеджера.

Не могу не коснуться состава по CS. Прокомментируй, пожалуйста, последние результаты состава.
У нас уже был ряд изменений: сейчас пришли новый игрок, тренер, психолог-аналитик. Здесь опять встает вопрос ожиданий. Должны ли мы исправить все в течение недели? Я бы хотел сказать "да", но на деле я уверен, что это невозможно. Поэтому сейчас мы будем ждать третьего турнира RMR. Наша задача - пробиться на Major. Мы также ждем возвращения Тимура "buster" Тулепова.

То есть сейчас перед командой стоит одна конкретная задача - планомерно подготовиться к Major? Никаких "сделать все здесь и сейчас"?
Знаешь ли ты хоть одну команду, которая прямо сейчас показывает стабильные результаты? Мне кажется, их попросту нет. Мы понимаем, что тот результат, который у нас был в течение последних 5-6 месяцев, не соответствовал цели, которую мы перед собой ставили. Наша цель - быть в топ 10 рейтинга HLTV.

С учетом этих нюансов мы начали делать определенные изменения внутри состава. Это касается как игроков, так и тренировочного процесса. Качество тренировочного процесса зависит от многих факторов - это и способность игроков эффективно общаться, и скорость, с которой мы атакуем или защищаемся, и то, как мы делаем те или иные фейки. Это огромный пласт работы.

Если ты видел плейбуки профессиональных команд из классического спорта, то знаешь, что это очень объемные материалы. Такие же есть и в Counter-Strike. Сейчас мы вносим в наш плейбук много нового. Чтобы игрок освоился в такой команде, ему нужно разобраться в правилах игры в коллективе, наладить коммуникацию с тиммейтами, разобраться с позициями. Это все занимает время.

Мне бы очень хотелось, чтобы составы можно было собирать и приводить их к победам за три-четыре дня. Но боюсь, что это невозможно.

Думаю, многие просто боятся так и не увидеть результат.
В начале ты спросил, что меня удивляет в киберспорте. Я вспомнил еще один важный пункт: все ждут от вас сиюминутных результатов. Выигрывать Major и The International нужно здесь и сейчас. Подниматься в топ команд нужно здесь и сейчас. Аудитория не прощает составам ошибки даже между турнирами.

Посмотрите на обычный спорт. Иногда фанаты там ждут годами, чтобы их любимый - условно, баскетбольный - коллектив стал наконец чемпионом. Какая-то команда может выиграть два титула за 30 лет и все равно порадовать болельщиков. В киберспорте этого нет - никто не дает тебе возможности подготовиться, выйти на пик формы.

При этом в реальной жизни я не знаю ни одного человека, который вышел бы из университета и стал генеральным директором. Наверное, при определенных условиях это бывает, но вероятность такого события все-таки стремится к нулю. У нас же от человека ждут, что с первым появлением на сцене он сразу превратится в звезду тир 1 уровня.

Но ведь болельщиков тоже можно понять: история знала команды, которые строились-строились, но так и не построились. Верно?
Да, а потом появилась OG и с ходу выиграла The International. Это пример, который ужасно испортил все разговоры о спортивной составляющей в индустрии. Теперь его постоянно приводят в качестве аргумента, доказывая идею о том, что ты можешь собрать состав из свободных агентов и сразу что-то выиграть.

Я понимаю, что это была невероятная победа, очень крутая. Но это сродни победе в лотерее. Если люди будут покупать лотерейные билеты и удивляться, почему с ходу не выиграли миллион, это будет странно, согласись.

У нас есть задача построить сильный состав. Выбрать правильных игроков с точки зрения их навыков, способности к коммуникации, зрелости ума... Но, как и в любом спорте, у нас нет механизмов, которые позволяли бы всегда все делать идеально и гарантировать своим составам победы. Если бы такие техники существовали, каждая команда сейчас выигрывала бы все турниры, но этого же не происходит.

Мы стремимся выигрывать турниры. Но если бы я сказал, что ставлю перед командами задачи побеждать абсолютно везде, это было бы странно - такого просто не бывает, в этом прелесть спорта. Ты не можешь предсказать результат, но продолжаешь делать все возможное, чтобы выиграть.

Соглашусь. Но нельзя забывать, что всегда есть эмоциональная сторона вопроса, и из-за этого фанаты всегда будут ждать от команды побед.
Да, и я могу сказать, что большинство наших игр смотрю с восприятием болельщика. Я расстраиваюсь, когда мы выигрываем не все карты или даже когда выигрываем, но не слишком уверенно - я все это испытываю. Генеральный менеджер во мне просыпается, только когда все заканчивается, и тогда я вспоминаю, что это труд, это работа, которую делают наши игроки. Но и противостоят им такие же киберспортсмены, которые делают все возможное, чтобы победить.

В этом заключается и наша философия. Мы всегда нацелены на результат и работаем для его достижения. Никто не говорит после поражений: "Ну, ребят, мы старались". Игроки так же хотят побед, как и все наши фанаты.

Последний вопрос, который немного выбивается из общей темы интервью, но не задать я его не могу. Недавно CEO HellRaisers заявил, что стоимость VP.Prodigy составляет $55,000-110,000, и ты тут же оспорил этот ценник. Можно ли вообще как-то оценить стоимость сыгранного молодого состава в реалиях современного рынка?
Этот вопрос изначально неправильно сформулирован. На рынке есть стоимость отдельно взятых игроков. Вы можете купить кого-то за $5,000, $10,000, $20,000, $50,000, $75,000 - ну, допустим. Наверное, вы можете купить какой-то состав за $120,000, как написал Алексей. Вопрос в другом: согласится ли кто-то продать вам за эти деньги состав, который выигрывает турниры и показывает хороший результат против европейских команд? Я могу сказать, что никто вменяемый за $120,000 не продаст вам состав, который за 2 месяца выиграл больше призовых, чем эта сумма. А ведь к этому добавляется и спонсорская деятельность, и в итоге вы зарабатываете гораздо больше. Зачем продавать такой состав за $120,000?

Если вы его можете собрать - не вопрос. Но разве кто-то еще смог собрать боеспособный состав за последнее время? Мне писали и про $120,000, и про совсем другие суммы. Но поверьте, у меня нет желания с ребятами прощаться. Ребята хотят играть за VP. Естественно, я могу рассмотреть продажу, если она будет интересна всем участникам процесса. Но $120,000 интереса вызвать не могут.

Коментарии

Популярные новости