Интервью с Дмитрием "Moose" Лосевым

Автор
langameМенеджер состава Virtus.pro по Dota 2 Дмитрий "Moose" Лосев объяснил в интервью, почему Егор "Nightfall" Григоренко делает так много пингов по карте, рассказал о поиске тренера, прокомментировал поражения своих подопечных на Major в Сингапуре и Киеве.

На мне лежат все типичные задачи обычного менеджера - это и работа с документами вроде оформления виз или контрактов с ТО, и решение бытовых вопросов, таких как организация буткемпа, и планирование тренировок. Грубо говоря, я создаю инфраструктуру, в которой команда существует.
Еще в нашем случае я занимаюсь "переводами" - перевожу с языка ребят на язык организации и наоборот. Чтобы все работало - каждый должен знать ответ на вопрос "зачем?" Например, нужно объяснить, как работает медийка, как строится коммуникация со спонсорами, почему в других командах что-то может работать по-другому и так далее.
Порой им просто не хватает пережитого опыта, который есть у меня, в силу того, что я старше. Можно сказать, я в режиме "батя" для них, 24/7.
И игровой тоже. Иногда им нужен взгляд со стороны; и нет, я не берусь разбирать какие-то тонкие моменты. Они сами знают, где ошибаются. Но я могу указать на какую-то статистику (например, что у нас один герой сильно удачный).
У нас внутри очень много общения, логично, что с течением времени оно стало более открытым. Сейчас мы общаемся и на внутриигровые темы, потому что я стараюсь помочь им во всем.
Нет такого, что мне с кем-то проще, а с кем-то сложнее. Это просто разные люди с разным опытом, ценностями и характером.
С составами работалось по-разному, потому что у них разное... практически все. Начиная с возраста, заканчивая внутриигровыми достижениями и навыками общения.
С каждым я общался индивидуально: как с Resolut1on могли всю ночь сидеть и болтать, так и здесь с ребятами иногда получается. Я бы не сказал, что с кем-то лучше или хуже.
Не то, что мы прямо много болтали (смеется). С Ромой было прикольно, потому что у него интересный жизненный опыт. Он играл в Америке, больше варился в мультикультурной среде, он очень open-minded: готов впитывать в себя новую информацию. Мы каждый раз рассказывали друг другу что-то новое, нам было прикольно.
Когда я пришел, мы быстро сблизились. Если придерживаться такой терминологии, я был скорее братюней, который всегда поможет. В той команде был свой "батя", он же капитан, да и вообще все парни уже выигрывали турниры и чувствовали себя уверенно. Они сами могли бы многому научить. Для них не требовалось каких-то историй, которые нужны в текущем составе.
Когда речь заходят об эмоциях - уверен, что на 100%. А вот в игровом плане... Сначала они вообще не понимали, зачем я что-то говорю. Каждый про-игрок считает, что он лучший, и я считаю это здравой мыслью. Если ты победитель, ты не можешь думать, что кто-то есть лучше тебя. Но есть темы, в которых периодически я со стороны вижу чуть больше: шестой человек всегда замечает вещи, которые невозможно уловить во время игры.
Всегда болел за Virtus.pro прошлого состава - они показывали очень яркую игру, и как персонажи очень харизматичны. Я болел за Natus Vincere в CS и Доте и за поляков из Virtus.pro. У Natus Vincere в последнее время с Дотой тяжело - надеюсь, они найдут нужную схему работы и покажут клевые результаты. Тем более, что там играют мои друзья.
Я бы сказал, что это типично для дотеров. В большинстве своем те менеджеры, с которыми я общаюсь, говорят, что все игроки ложатся поздно спать. Ночь - игровой прайм-тайм. Мы стараемся держаться графика: встаем в фиксированное время и проводим полный тренировочный цикл. А вот после каждый волен делать то, что хочет. Получается так, что в свободное время игроки нашего состава любят подавить паблики. Так что у нас Дота 24/7, кроме тех редких дней, когда все отдыхают, как сейчас.
Чаще всего начинаем в 16:00 и играем 2-3 bo2. На моем опыте, так делают все европейские команды.
Я точно не знаю - так уж повелось до меня - но мне кажется, это самый удобный формат. Ты сыграл одну карту, и бывает, что ты проиграл ее на стадии драфта за 15 минут. Возможность отыграться - всегда круто. А вот играть третью карту - уже лишнее.
Нет, мы нормально адаптировались. Тем более, наши игры проходили в позднее время, так что проблем с режимом не было.
Нет. Я не знаю, в какой момент это пошло и от кого, но могу рассказать, как было в Сингапуре и в Киеве. В Сингапуре действительно была излишняя эмоциональность, не с холодным умом все было. К киевскому Major мы это пофиксили, все было абсолютно адекватно: никто не паниковал и не трясся, проигрывали не из-за этого. Но тему про трясущиеся руки продолжают мусолить. Полагаю, что отследить прогресс можно будет по результатам будущих игр на LAN-турнирах.
Самый хладнокровный в команде - это обычно Ильяс. У нас два человека могут осадить, когда эмоции преобладают: в игровом аспекте это Ильяс, а за пределами игры это я. Обычно замечаю, когда идет диалог, не связанный с нужной темой, и пресекаю это.
Интервью брали уже на WePlay AniMajor, на тот момент игроки как чувствовали, так и говорили. Это не ЧСВ, а внутренний настрой.
Я и сейчас верю. Для нас это результат на WePlay AniMajor очевидный провал. Следующий онлайн-турнир, который мы играли, - ESL One Summer, где мы заняли топ 2. Да, там не все топовые команды участвовали, но получилась достойная реабилитация после Major. Я могу сказать, что работы за этот год проделано невероятное количество, и любые факапы показывают, над чем работать дальше.
Обычно у всех это происходит +- одинаково. В день, когда ты проигрываешь, присутствует тильт. Но на 2 день, когда эмоции утихли, мы разговаривали детально. Нам придала уверенности DPC система: мы понимали, что уже на The International. Все хотят выиграть TI, не только ради денег (но и ради них тоже), но и для того, чтобы попасть в историю. TI - важный турнир, к которому нужно много и серьезно готовиться, времени страдать нет, просто стали обсуждать, как будем реализовывать наши идеи.
Я не смогу вспомнить детали, только в общих чертах. Со стороны выглядит так, будто он прямо ругается. Но мы всегда обсуждаем игры эмоционально. И Егор тоже, не в том плане, что он - истеричка (а я знаю и таких игроков), а в том, что он горит игрой, любит ее и полностью вовлечен. Когда ты все свое время посвящаешь чему-то, ты не можешь быть спокоен. На скриншоте ничего критического не происходит, мне просто стало смешно, что есть абсолютно такая же картинка с предыдущим составом.
Это стандартная для нас ситуация. Не то, что мы посылаем друг друга и кричим, а то, что мы эмоционально обсуждаем Доту.
Второго у нас вообще не бывает. Я наслышан о других составах, когда игроки не могут найти общий язык, иногда такое бывает. Одно дело - переходить на личности, другое - указывать на ошибки и пытаться понять, из-за чего они возникли.
Я же кайфую от того, как игроки Virtus.pro адекватно вместе общаются друг с другом. Думаю из-за того, как они довольно закрыто ведут себя в медиа каналах, у большинства складывается какое-то свое представление о них, но это мнение редко совпадает с реальностью.
Мы собрались всей командой - игроки, я и Сергей Гламазда - и разговаривали. Искали те моменты, которые повлияли на результат.
Из такого опыта тем более надо извлекать пользу. Поражения всегда мотивируют наш состав: как единый организм, все фокусируются. Так, здесь надо наработать пул героев, здесь надо позадротить. Уже на следующий день стали более предметно решать, что и как делать, составили дальнейший план.
Мне сложно ответить. Я придерживаюсь того, что информация - очень важная составляющая в игре. В CS - особенно, но и в Доте тоже. Парни понимают, что должны быть полностью в игре и считывать всю возможную информацию. Но я не знаю, как это бывает в чемпионских составах. Например, опыт тех же OG было бы интересно послушать. Не то, что показывают нам в True Sight, а то, как они общаются во время проигрышей.
Я бы не сказал, что это происходит часто. Не так давно я начал записывать тимспики и показывать ребятам некоторые моменты в коммуникации, которые нельзя допускать. Сейчас мы сильно улучшились в плане подачи информации. Ошибки, которые чаще происходят - внутриигровые, в моментах с нажатием кнопок и так далее.
Могу сказать в общем по двум составам.
Первое: человек по каким-либо причинам просто перестает произносить то, что обычно говорил.
Второе: наоборот. Дает коллы, которых никогда раньше не давал. Начинает говорить то, что вообще не нужно. Примеры простые, и они встречаются у всех.
Это важная роль Егора в команде - в один момент он начинает вести команду за собой, пингами и коллами указывая что-то важное. Он не просто так кликает ради статы, это его плейстайл и часть игрового процесса.
Мы с тобой уже затронули тему того, что шестой человек помогает взглянуть на некоторые аспекты игры по-другому, но на тот момент казалось, что неудача Сингапура не связана с отсутствием тренера.
Если быть честным, тренер - не панацея. Он помогает выигрывать? Безусловно. На какой процент? Зависит от команды.
Кто-то как Kanishka Sam "BuLba" Sosale - садится и драфтит, берет на себя ответственность. Кто-то просто помогает статистикой и советами. После Киева мы стали искать кандидатов, этот процесс не завершен.
Пока что мы ждем анонсов возможных турниров. Мы хотели уже начать работу с 10 июля 2021, но перенос TI все сильно изменил. Нам стало проще: можем спокойно договориться со всеми и не торопиться. Каким бы ни был человек, очень трудно представить, что он за месяц изменит все или сильно повлияет. На дистанции мне верится больше.
Когда ребята собрались на буткемп, они сами придумали себе мотивашку. Эти штрафы меняются, но в целом практика, когда игроки сами такое придумывают, осталась. Эти деньги мы переводим в благотворительные фонды, чаще всего это связано или с животными, или с помощью подросткам, оказавшимся в трудных ситуациях.
Кто-то готов всегда и везде, и за 15 минут до старта уже на месте, кто-то хронически опаздывает. Эти штрафы как раз и придуманы для того, чтобы поддерживать порядок.
У нас есть прикольный опыт с другими составами, где прописан чуть ли не график дня. Так сильно проще всем синхронизироваться. Мы уже перенимаем этот опыт, не без косяков, но ребята стараются. А когда не стараются, в дело вступаю я.
Даня с Диманом у нас лапочки, к которым всегда 0 вопросов.
У нас вакцинированы DM, Сергей Гламазда и я. Остальные не успели перед Киевом, так как прилетели раньше на медиа-день от WePlay. Но это добровольная история для каждого из игроков. Думаю, нет смысла объяснять, почему это важно. Кто, в какой стране и в какой момент - это уже другой вопрос.
Когда локдаун только начался, все заполонили онлайн-лиги. В один момент мы с No[o]n не могли понять, какой турнир мы играем и против какого соперника. Я тогда вообще перестал заходить в игру: все время уходило на менеджмент. Сейчас, в DPC системе, которую критикуют, где-то правильно, где-то нет, время появилось. С друзьями залетаю в турбо помеситься.
Я считаю, что какую-то стабильность для тир 1 и тир 2 команд она дает. Нужно пересмотреть некоторые мелочи, но это сильно лучше, чем могло бы быть.
Несмотря на всю критику, DPC в том виде, в котором существует сейчас, поддерживает вторые дивизионы и тир 2 сцену - они могут существовать, это хорошо. Плохо то, что начисление очков за лигу и Major одинаковое, хотя масштаб турниров разный. Подозреваю, что после инта система опять поменяется.
Нет, потому что мне это не надо. В целом, по макро я игру понимаю, как мне кажется, хорошо. А вот микро... Мне нет смысла подходить к Дане и спрашивать его о чем-то. Наоборот, мне хочется быть тем, кто подходит к Дане и говорит: "А ты видел такую-то фишку?"
У меня долго не было возможности лично познакомиться с людьми из индустрии. С кем-то чуть поближе уже общаюсь: в Киеве с Марией "Inverno" Гуниной и Глебом "FeelMyPain" Антохиным из AS Monaco Gambit посидели, обсудили, что в наших составах происходит. Хотелось бы, чтобы с отработанной системой проведения турниров появилось больше возможности общаться вживую.
Я бы назвал период, когда происходила смена состава. Для меня это было очень эмоциональное время. Случилось как: состав предыдущий уже был на "скамейке запасных", и я не знал, что будет дальше. Этот промежуток был сложным для меня из-за этого: неизвестность пугала.
Первое: то, как я быстро влился в первый состав. Ребята проработали долгий промежуток времени с Дмитрием "Nukem" Шишковым, и приходить в устоявшийся коллектив со своей атмосферой не всегда легко, но у меня вроде получилось.
Второе: то, что происходит с нынешним составом. Мы проделали огромную работу в игровом плане.
И есть один очень важный для меня лично момент. В других командах работает сильно больше людей вокруг состава. То количество отработанных моментов, которые проходят через меня, однажды меня поразили. Это все иногда делают 3-4 человека, а здесь я справлялся один. Часто это мешало личной жизни, конечно. Ну назовем это моим вкладом - что-то уже работает. Посмотрим, как все будет в долгосрочном периоде.
Мог возвращаться домой только переночевать. Но это исключительно моя инициатива! Вместо того, чтобы провести время с девушкой, ты сидишь и разбираешь с командой какие-то рабочие моменты или обсуждаешь личные дела игроков.
Ничего.
Если говорить о прошлом - ничего не поменял бы, мне нравится то, где я сейчас нахожусь, а значит, я все делал правильно.