Загрузка...


Интервью с Анатолием "boolk" Ивановым

Интервью
20:20, 1-09-2021
0
Avatar
Автор
langame

Анатолий "Boolk" Иванов объяснил в интервью, почему он решил стать тренером, рассказал, как его снова позвали в Virtus.pro, а также перечислил свои обязанности в команде и подвел итоги выступления своих подопечных на ESL One Fall 2021.

Что изначально побудило тебя начать профессиональную карьеру в Доте?

Мне просто очень нравились компьютерные игры. Я еще в детстве верил, что они будут собирать стадионы, я так и говорил маме, когда она отнимала у меня шнур от приставки. Когда мои детские фантазии начали превращаться в жизнь, я понял, что просто обязан быть частью этого. У меня не было серьезных амбиций стать профессиональным игроком в Доту, я долгое время совмещал свое увлечение с учебой и работой, поэтому серьезных недопониманий в моем близком окружении не возникало. В разные периоды мне приходилось уходить в инактив, но меня всегда тянуло обратно. Я полюбил киберспорт еще тогда, когда не было больших призовых, постоянных турниров, организаций и зарплат, а чтобы попасть на ЛАН, надо было тратить свои собственные сбережения, так что большинство людей того времени прекрасно понимали, что эта поездка не окупится. Привет всем, кто ночевал в однокомнатной квартире компанией из 5-10 человек до или после турнира. Эти люди знают, о чем я говорю.


Был ли какой-то определенный момент, когда у тебя сформировалось решение перейти от роли игрока к тренерству, или это был постепенный процесс?

Я не обладал амбициями профессионального игрока и просто занимался этим по любви. Подглядывал в стрим на работе или в универе, в свободное время играл. Постепенно я замечал, что смотреть и анализировать мне нравится гораздо больше, чем играть. Безусловно, это связано еще и с тем, что я просто не мог играть сутками, а чтобы посмотреть интересный матч, не обязательно было мчаться домой и запускать компьютер.В 2014 году у меня украли аккаунт в Steam, с которого я играл в Cтарсерии на StarLadder, и я окончательно понял, что карьеру игрока мне не сделать. Это было последней каплей, которая ускорила неизбежное решение.


Есть ли у тебя примеры тренеров из большого спорта, на которых ты бы равнялся?

Я читаю довольно много литературы известных людей из различных видов большого спорта, но не для того, чтобы равняться на них, мне интересен их путь, их опыт. Их опыт и успех - это целая наука, которая превращается в искусство, а может искусство, которое превращается в науку. В любом случае, масштаб их идей приводит меня в восторг.


Бывает ли у тебя желание во время игры взять паузу, как в CS:GO, и помочь парням с каким-то аспектом игры? Может быть, ты подсказываешь им что-то во время КВ?

Бывает, даже часто. Я надеюсь, что когда-нибудь тренеров допустят к игре и разрешат им говорить, это очень сильно поменяет Доту. Но пока этого делать нельзя, так что подобная практика на КВ не имеет смысла. Приходится подмечать ключевые моменты и ждать окончания игры.


Как ты впервые оказался в Virtus.pro?

Впервые мне довелось поработать с командой после TI5. До этого я был внештатным аналитиком Team Empire, работал дистанционно, скидывал им свои наблюдения, аналитику. В Virtus.pro узнали об этом и заинтересовались моей кандидатурой. После TI5 передо мной встал выбор: присоединиться к Virtus.pro или к Team Empire на полноценной основе. Virtus.pro раньше предложили условия, пригласили меня на роль статсмена и аналитика, а с  Team Empire не было четкого понимания. Я принял предложение Virtus.pro.


А как оказался в Virtus.pro во второй раз?

Я был тренером AS Monaco Gambit, у нас был неплохой сезон, в котором мы приложили очень много усилий для достижения результата, но на TI9 мы все таки не прошли. В первую очередь, дело было в личных конфликтах.


Это было в той квалификации, где Андрей "Afoninje" Афонин ливнул из игры?

Он там совершенно не при чем, самый большой деструктив в нашу команду внес мой конфликт с  Daxak. В квалификации к TI у нас уже не было команды. А возвращаясь к тому, как я оказался в Virtus.pro: после AS Monaco Gambit игроки Virtus.pro пригласили меня к себе на буткемп перед TI. На тот момент не было речи о том, что я поеду с командой в Шанхай, но мне было интересно попробовать привнести свежие идеи и посмотреть, насколько компетентным я буду среди игроков такого уровня. Я приехал на буткемп, мы общались с ними, обсуждали игры, я давал свои идеи. Уже по ходу буткемпа парни позвали меня с собой на TI, хотя это было больше формальностью, потому что весь необходимый объем работы, ради которой меня пригласили, я выполнил на буткемпе. На TI я поехал для поддержки команды. А уже после турнира Solo предложил мне работать с командой в качестве главного тренера. У нас с ним был схожий взгляд на игру, мы хотели построить команду с новым игровым стилем.


Можешь сейчас объяснить, чем именно ты занимаешься?

Я занимаюсь тренировочным процессом, выстраиваю игру команды при помощи множества систем, которые помогают игрокам принимать быстрые и эффективные решения на разных этапах игры. Я создаю саму модель игры, в рамках которой работают все системы и не противоречат общей идее. Это очень сложный и захватывающий процесс, я делаю множество записей и у меня точно накопилось материала на целую книгу. Я стараюсь обдумать каждую мелочь, я понимаю, что в игре будут постоянно присутствовать элементы хаоса, к которым игрокам придется адаптироваться, я учу этому. Каждая мелочь важна, чем больше мы оставляем на волю случая, тем меньше возможностей у нас создать хорошую ситуацию. Поэтому так важен игровой план, набор принципов игры, постановка целей и задач на каждом этапе. Именно мне необходимо обозначить эти цели, но я не решаю за игроков, как им этого добиваться, я не учу их играть в Доту.

В общем, я не пытаюсь контролировать каждый шаг своих игроков, они самостоятельно принимают решения на основе информации, которую получают в игре. Я стремлюсь, чтобы они действовали осмысленно и целесообразно. Как тренер я создаю игровой план и выстраиваю его структуру, но если я не смогу дать ребятам что-то конкретное в самой игре, то все это быстро потеряет смысл, поэтому я в 2015 году начинал именно с аналитика. Анализ огромного количества реплеев до сих пор позволяет мне придумывать стратегии и тактики. У любой команды и ее игроков есть свои паттерны, и мне нравится их находить.


Какое место в рейтинге твоих худших турниров занимает Major в Лейпциге?

Мы заняли последнее место на этом турнире. Безусловно, это было плохим результатом для команды такого уровня, но так бывает. Я бы не выделял его отдельно. Мы были плохо готовы к турниру, как индивидуально, так и командно. После этого турнира я покинул состав, ведь я был одним из людей, ответственных за результат. Тогда все было закономерно: даже если бы мы выиграли ту игру против Team Liquid, это ничего бы не поменяло. На тот момент нам всем нужно было разойтись своими дорогами.


После того турнира ты покинул команду. Расстались на хорошей ноте?

Да, мы обсудили все вопросы и приняли абсолютно взвешенное решение, которое устроило обе стороны.


На тот момент тебе чего-то не хватало как тренеру или вы с командой не подходили друг под друга?

В процессе работы всегда можно посмотреть назад и сравнить себя настоящего с тем, которым ты был когда-то. По сравнению с тем временем я сильно изменился, сейчас я намного лучше понимаю свои сильные и слабые стороны, я провел работу над ошибками. Тем не менее, очень сложно сказать, чего конкретно не хватило. Наверное, у нас просто было не так много времени и у меня было не так много опыта для решения задач, которые возникли на нашем пути. Когда мы только собирали состав, у нас было желание выстроить невероятно крутой коллектив, который будет делать абсолютно уникальные вещи, которые не делал почти никто на тот момент. Мы все считали, что у нас достаточно времени, но потом последовали одна неудача за другой. У людей начали закрадываться сомнения в успешности проекта и мы постепенно отказывались от каких-то представлений и взглядов о том, как мы должны играть. Это и привело к тому решафлу. Мы хотели построить нечто прекрасное, но тогда не получилось. Возможно, еще получится.


После ухода из Virtus.pro ты почти сразу оказался в EXTREMUM. Не было желания взять перерыв?

Это, наверное, не самый обдуманный период в моей карьере. После Virtus.pro я все еще горел идеей выстроить что-то уникальное, но начался карантин и я подвел организацию и самого себя. Не знаю, повлиял ли на наши результаты карантин или какие-то мои решения, не могу четко ответить на этот вопрос. На тот момент я собрал состав без звезд и горел идеей работать с ним, но мы так ни разу и не собрались на буткемпе. Контролировать все процессы в онлайне очень сложно.


Ты принимал интересные решения в EXTREMUM: сам собирал состав, делал ставку на молодых исполнителей, пересадил G на пятерку. У тебя была полная свобода действий?

Да, и это было одним из ключевых факторов, по которому я выбрал именно ту команду. Мне предоставили свободу действий и дали максимальный кредит доверия. Я до сих пор благодарен той организации и мне обидно, что ничего не получилось.


В EXTREMUM у тебя была полная свобода действий, а в Virtus.pro в 2019 году ты приходил, как считается, с довольно узкой специализацией и конкретной задачей: наладить взаимодействия на карте. Как тебе комфортнее работать?

У меня не было узкой специализации, я всегда занимался одним и тем же. Просто со временем я совершенствовал свое понимание игры, умение доносить информацию до игроков. Я никогда не отвечал просто за "взаимодействия по карте", я всегда стремился стать полноценным тренером в понимании этого термина из большого спорта. У меня совершенно иной подход к тренировочному процессу и самой игре, я оцениваю Доту не с точки зрения героев, а функций, которые они выполняют для того, чтобы реализовать модель игры. И это захватывающий процесс, очень сложный и уникальный для нашего региона. Этим же я занимался и в Virtus.pro, просто на момент подготовки к TI9 и самого турнира мое влияние было ограничено, я не смог сделать все необходимое, а лишь только все возможное.

Неразбериха с восприятием тренеров в целом идет от того, что киберспорт еще достаточно молод, здесь нет понимания, чем он должен заниматься в команде. Я считаю себя одним из первопроходцев этого направления в СНГ. Меня удивляет, что в разных командах свое понимание этой профессии: где-то тренер просто драфтит, где-то выполняет функции аналитика или психолога. Очень странно, что большинство организаций это поощряет, но я думаю, что скоро все изменится.


Получается, что самый комфортный вариант работы для тебя - тот, при котором ты получаешь как можно больше ответственности и влияния?

С точки зрения развития - да. С точки зрения моего личного комфорта - никогда не думал об этом. Я самоучка, все прохожу на своем личном опыте. Я никогда не думал о соотношении ответственности, влияния и комфорта, но когда у меня есть возможность взять на себя ответственность, я не боюсь это сделать.


Как ты в третий раз оказался в Virtus.pro?

Ребята долго искали тренера и в итоге остановились на моей кандидатуре. Через какое-то время после квалификации на TI со мной связались Virtus.pro и предложили мне эту должность. Я уже тренировал Егора с Веталем и хотел еще раз с ними поработать. Они полностью отдаются процессу, живут игрой. Несмотря на разницу в возрасте, я такой же, как они, и мне очень нравится работать с ними. Самый важный вопрос для меня: не было ли мое приглашение простой формальностью для организации? Действительно ли сами игроки хотят со мной работать? Когда я убедился в том, что именно игроки выбрали мою кандидатуру, я сразу согласился и принялся готовиться к буткемпу перед ESL, чтобы понять, что я могу дать команде, как повлиять на игру. Я хотел приехать на буткемп не с пустыми руками, а с четким пониманием, чем именно я буду заниматься.


В комьюнити было распространено мнение, что Virtus.pro будет сложно найти тренера, к которому игроки будут прислушиваться. Насколько эти опасения были оправданы?

Все основано на сознательности людей в коллективе, игра складывается из последовательности простых действий, их взаимодействий. Допустим, у человека большой MMR, есть достижения в прошлом, но у него нет понимания того, как он добился этого. В его представлении это просто как-то произошло, значит, он не сможет передать формулу успеха другим людям. Я же всегда подходил к этому сознательно.


Save- и Nightfall в интервью говорили, что ты теперь драфтиш. За кем последнее слово на драфте?

На кнопку нажимаю я, так что последнее слово за мной. У нас довольно простой формат: ребята делятся своим мнением и предлагают идеи (больше всего идей от Егора, естественно), а я просто выбираю лучшее и сочетаю это со своим пониманием драфтов.


В ничего не решающей игре против Т1 мы попробовали несколько имбовых героев нового патча ( Clinkz,  Vengeful Spirit), а в остальных матчах играли дефолтом. Почему мы играли героями прошлого патча, такими как  Lion,  Winter Wyvern,  Phoenix?

Мы сыграли всего четыре КВ перед этим турниром, так что приходилось работать с тем, что есть. У нас много крутых идей, которые мы не стремимся реализовывать здесь и сейчас. На ESL мы сосредоточились на задачах в самой игре, не важно, какие герои будут выполнять функции, которые мы закладываем в свои стратегии.


У суппортов было по 2-3 героя в пуле. Это тоже следствие нежелания показывать свои идеи или это в целом норма сейчас?

И то и другое. Нормально иметь пул не 40 героев, а 7-10, этого хватает. Да и мы многое не хотели показывать.


В решающих играх (против Tundra Esports и PSG.LGD) мы брали практически тот же пик на вторую карту, которым проиграли на первой. Это была уверенность в своих стратегиях?

На данном этапе дело не в том, каких героев мы берем, а в том, как мы их реализовываем. Если мы проиграли и сделали вывод, что проблема не в героях, я всегда готов повторить драфт точь-в-точь.


Насколько полезным был этот турнир с точки зрения понимания меты?

Мету не нужно понимать, ее создают и диктуют сильные команды. Если завтра кто-то начнет выигрывать с керри  Techies, через неделю этим будет играть половина команд в мире. Мы всегда будем стремиться диктовать свою мету. Если кто-то будет выигрывать с каким-то персонажем, нам не нужно добавлять его себе в пул, если этот герой противоречит нашей модели игры.


Сейчас у вас будет перерыв?

Да, около недели будем отдыхать, а потом начнем готовиться к TI. Мы точно можем показывать игру другого уровня, я постараюсь сделать так, чтобы мы это реализовали.


Как планируешь провести отдых? Останешься на буткемпе или отправишься куда-то?

Я живу в Питере, где у нас проходит буткемп. Мне нужно завершить некоторые дела, а потом я присоединюсь к команде.


Небольшой блиц. Любимый герой?

Козлик.


Это кто? Riki?

Да.


Любимый фильм или сериал?

Облачный атлас.


Любимое аниме?

Нет такого.


Кошки или собаки? (Или свой вариант)

Кошки и собаки.


Самая большая покупка в твоей жизни?

Квартира-студия в ипотеку.


Если не Дота, то что?

Киберспорт.


Похожие новости

Все новости