Интервью с Анатолием "boolk" Ивановым

Автор
langameАнатолий "Boolk" Иванов объяснил в интервью, почему он решил стать тренером, рассказал, как его снова позвали в Virtus.pro, а также перечислил свои обязанности в команде и подвел итоги выступления своих подопечных на ESL One Fall 2021.

Мне просто очень нравились компьютерные игры. Я еще в детстве верил, что они будут собирать стадионы, я так и говорил маме, когда она отнимала у меня шнур от приставки. Когда мои детские фантазии начали превращаться в жизнь, я понял, что просто обязан быть частью этого. У меня не было серьезных амбиций стать профессиональным игроком в Доту, я долгое время совмещал свое увлечение с учебой и работой, поэтому серьезных недопониманий в моем близком окружении не возникало. В разные периоды мне приходилось уходить в инактив, но меня всегда тянуло обратно. Я полюбил киберспорт еще тогда, когда не было больших призовых, постоянных турниров, организаций и зарплат, а чтобы попасть на ЛАН, надо было тратить свои собственные сбережения, так что большинство людей того времени прекрасно понимали, что эта поездка не окупится. Привет всем, кто ночевал в однокомнатной квартире компанией из 5-10 человек до или после турнира. Эти люди знают, о чем я говорю.
Я не обладал амбициями профессионального игрока и просто занимался этим по любви. Подглядывал в стрим на работе или в универе, в свободное время играл. Постепенно я замечал, что смотреть и анализировать мне нравится гораздо больше, чем играть. Безусловно, это связано еще и с тем, что я просто не мог играть сутками, а чтобы посмотреть интересный матч, не обязательно было мчаться домой и запускать компьютер.В 2014 году у меня украли аккаунт в Steam, с которого я играл в Cтарсерии на StarLadder, и я окончательно понял, что карьеру игрока мне не сделать. Это было последней каплей, которая ускорила неизбежное решение.
Я читаю довольно много литературы известных людей из различных видов большого спорта, но не для того, чтобы равняться на них, мне интересен их путь, их опыт. Их опыт и успех - это целая наука, которая превращается в искусство, а может искусство, которое превращается в науку. В любом случае, масштаб их идей приводит меня в восторг.
Бывает, даже часто. Я надеюсь, что когда-нибудь тренеров допустят к игре и разрешат им говорить, это очень сильно поменяет Доту. Но пока этого делать нельзя, так что подобная практика на КВ не имеет смысла. Приходится подмечать ключевые моменты и ждать окончания игры.
Впервые мне довелось поработать с командой после TI5. До этого я был внештатным аналитиком Team Empire, работал дистанционно, скидывал им свои наблюдения, аналитику. В Virtus.pro узнали об этом и заинтересовались моей кандидатурой. После TI5 передо мной встал выбор: присоединиться к Virtus.pro или к Team Empire на полноценной основе. Virtus.pro раньше предложили условия, пригласили меня на роль статсмена и аналитика, а с Team Empire не было четкого понимания. Я принял предложение Virtus.pro.
Я был тренером AS Monaco Gambit, у нас был неплохой сезон, в котором мы приложили очень много усилий для достижения результата, но на TI9 мы все таки не прошли. В первую очередь, дело было в личных конфликтах.
Он там совершенно не при чем, самый большой деструктив в нашу команду внес мой конфликт с Daxak. В квалификации к TI у нас уже не было команды. А возвращаясь к тому, как я оказался в Virtus.pro: после AS Monaco Gambit игроки Virtus.pro пригласили меня к себе на буткемп перед TI. На тот момент не было речи о том, что я поеду с командой в Шанхай, но мне было интересно попробовать привнести свежие идеи и посмотреть, насколько компетентным я буду среди игроков такого уровня. Я приехал на буткемп, мы общались с ними, обсуждали игры, я давал свои идеи. Уже по ходу буткемпа парни позвали меня с собой на TI, хотя это было больше формальностью, потому что весь необходимый объем работы, ради которой меня пригласили, я выполнил на буткемпе. На TI я поехал для поддержки команды. А уже после турнира Solo предложил мне работать с командой в качестве главного тренера. У нас с ним был схожий взгляд на игру, мы хотели построить команду с новым игровым стилем.
Я занимаюсь тренировочным процессом, выстраиваю игру команды при помощи множества систем, которые помогают игрокам принимать быстрые и эффективные решения на разных этапах игры. Я создаю саму модель игры, в рамках которой работают все системы и не противоречат общей идее. Это очень сложный и захватывающий процесс, я делаю множество записей и у меня точно накопилось материала на целую книгу. Я стараюсь обдумать каждую мелочь, я понимаю, что в игре будут постоянно присутствовать элементы хаоса, к которым игрокам придется адаптироваться, я учу этому. Каждая мелочь важна, чем больше мы оставляем на волю случая, тем меньше возможностей у нас создать хорошую ситуацию. Поэтому так важен игровой план, набор принципов игры, постановка целей и задач на каждом этапе. Именно мне необходимо обозначить эти цели, но я не решаю за игроков, как им этого добиваться, я не учу их играть в Доту.
В общем, я не пытаюсь контролировать каждый шаг своих игроков, они самостоятельно принимают решения на основе информации, которую получают в игре. Я стремлюсь, чтобы они действовали осмысленно и целесообразно. Как тренер я создаю игровой план и выстраиваю его структуру, но если я не смогу дать ребятам что-то конкретное в самой игре, то все это быстро потеряет смысл, поэтому я в 2015 году начинал именно с аналитика. Анализ огромного количества реплеев до сих пор позволяет мне придумывать стратегии и тактики. У любой команды и ее игроков есть свои паттерны, и мне нравится их находить.
Мы заняли последнее место на этом турнире. Безусловно, это было плохим результатом для команды такого уровня, но так бывает. Я бы не выделял его отдельно. Мы были плохо готовы к турниру, как индивидуально, так и командно. После этого турнира я покинул состав, ведь я был одним из людей, ответственных за результат. Тогда все было закономерно: даже если бы мы выиграли ту игру против Team Liquid, это ничего бы не поменяло. На тот момент нам всем нужно было разойтись своими дорогами.
Да, мы обсудили все вопросы и приняли абсолютно взвешенное решение, которое устроило обе стороны.
В процессе работы всегда можно посмотреть назад и сравнить себя настоящего с тем, которым ты был когда-то. По сравнению с тем временем я сильно изменился, сейчас я намного лучше понимаю свои сильные и слабые стороны, я провел работу над ошибками. Тем не менее, очень сложно сказать, чего конкретно не хватило. Наверное, у нас просто было не так много времени и у меня было не так много опыта для решения задач, которые возникли на нашем пути. Когда мы только собирали состав, у нас было желание выстроить невероятно крутой коллектив, который будет делать абсолютно уникальные вещи, которые не делал почти никто на тот момент. Мы все считали, что у нас достаточно времени, но потом последовали одна неудача за другой. У людей начали закрадываться сомнения в успешности проекта и мы постепенно отказывались от каких-то представлений и взглядов о том, как мы должны играть. Это и привело к тому решафлу. Мы хотели построить нечто прекрасное, но тогда не получилось. Возможно, еще получится.
Это, наверное, не самый обдуманный период в моей карьере. После Virtus.pro я все еще горел идеей выстроить что-то уникальное, но начался карантин и я подвел организацию и самого себя. Не знаю, повлиял ли на наши результаты карантин или какие-то мои решения, не могу четко ответить на этот вопрос. На тот момент я собрал состав без звезд и горел идеей работать с ним, но мы так ни разу и не собрались на буткемпе. Контролировать все процессы в онлайне очень сложно.
Да, и это было одним из ключевых факторов, по которому я выбрал именно ту команду. Мне предоставили свободу действий и дали максимальный кредит доверия. Я до сих пор благодарен той организации и мне обидно, что ничего не получилось.
У меня не было узкой специализации, я всегда занимался одним и тем же. Просто со временем я совершенствовал свое понимание игры, умение доносить информацию до игроков. Я никогда не отвечал просто за "взаимодействия по карте", я всегда стремился стать полноценным тренером в понимании этого термина из большого спорта. У меня совершенно иной подход к тренировочному процессу и самой игре, я оцениваю Доту не с точки зрения героев, а функций, которые они выполняют для того, чтобы реализовать модель игры. И это захватывающий процесс, очень сложный и уникальный для нашего региона. Этим же я занимался и в Virtus.pro, просто на момент подготовки к TI9 и самого турнира мое влияние было ограничено, я не смог сделать все необходимое, а лишь только все возможное.
Неразбериха с восприятием тренеров в целом идет от того, что киберспорт еще достаточно молод, здесь нет понимания, чем он должен заниматься в команде. Я считаю себя одним из первопроходцев этого направления в СНГ. Меня удивляет, что в разных командах свое понимание этой профессии: где-то тренер просто драфтит, где-то выполняет функции аналитика или психолога. Очень странно, что большинство организаций это поощряет, но я думаю, что скоро все изменится.
С точки зрения развития - да. С точки зрения моего личного комфорта - никогда не думал об этом. Я самоучка, все прохожу на своем личном опыте. Я никогда не думал о соотношении ответственности, влияния и комфорта, но когда у меня есть возможность взять на себя ответственность, я не боюсь это сделать.
Ребята долго искали тренера и в итоге остановились на моей кандидатуре. Через какое-то время после квалификации на TI со мной связались Virtus.pro и предложили мне эту должность. Я уже тренировал Егора с Веталем и хотел еще раз с ними поработать. Они полностью отдаются процессу, живут игрой. Несмотря на разницу в возрасте, я такой же, как они, и мне очень нравится работать с ними. Самый важный вопрос для меня: не было ли мое приглашение простой формальностью для организации? Действительно ли сами игроки хотят со мной работать? Когда я убедился в том, что именно игроки выбрали мою кандидатуру, я сразу согласился и принялся готовиться к буткемпу перед ESL, чтобы понять, что я могу дать команде, как повлиять на игру. Я хотел приехать на буткемп не с пустыми руками, а с четким пониманием, чем именно я буду заниматься.
Все основано на сознательности людей в коллективе, игра складывается из последовательности простых действий, их взаимодействий. Допустим, у человека большой MMR, есть достижения в прошлом, но у него нет понимания того, как он добился этого. В его представлении это просто как-то произошло, значит, он не сможет передать формулу успеха другим людям. Я же всегда подходил к этому сознательно.
На кнопку нажимаю я, так что последнее слово за мной. У нас довольно простой формат: ребята делятся своим мнением и предлагают идеи (больше всего идей от Егора, естественно), а я просто выбираю лучшее и сочетаю это со своим пониманием драфтов.





Мы сыграли всего четыре КВ перед этим турниром, так что приходилось работать с тем, что есть. У нас много крутых идей, которые мы не стремимся реализовывать здесь и сейчас. На ESL мы сосредоточились на задачах в самой игре, не важно, какие герои будут выполнять функции, которые мы закладываем в свои стратегии.
И то и другое. Нормально иметь пул не 40 героев, а 7-10, этого хватает. Да и мы многое не хотели показывать.
На данном этапе дело не в том, каких героев мы берем, а в том, как мы их реализовываем. Если мы проиграли и сделали вывод, что проблема не в героях, я всегда готов повторить драфт точь-в-точь.
Мету не нужно понимать, ее создают и диктуют сильные команды. Если завтра кто-то начнет выигрывать с керри
Techies, через неделю этим будет играть половина команд в мире. Мы всегда будем стремиться диктовать свою мету. Если кто-то будет выигрывать с каким-то персонажем, нам не нужно добавлять его себе в пул, если этот герой противоречит нашей модели игры.
Да, около недели будем отдыхать, а потом начнем готовиться к TI. Мы точно можем показывать игру другого уровня, я постараюсь сделать так, чтобы мы это реализовали.
Я живу в Питере, где у нас проходит буткемп. Мне нужно завершить некоторые дела, а потом я присоединюсь к команде.
Козлик.

Да.
Облачный атлас.
Нет такого.
Кошки и собаки.
Квартира-студия в ипотеку.
Киберспорт.