Интервью с Topias Miikka "Topson" Taavitsainen
Topias Miikka "Topson" Taavitsainen рассказал в какой форме он подошел к новым турнирам по Dota 2 после выхода с карантина и что заставляет его продолжать соревноваться после двух побед на The International.
Привет, Topias! Рад, что ты наконец-то вернулся в Финляндию и у нас появилась возможность поговорить. Расскажи, сильно ли отличается твоя самоизоляция дома от того, что ты успел увидеть в Малайзии?
Привет! Отличается, причем очень сильно. Как это все получилось: мы отобрались на ESL One Los Angeles 2020 и уже приехали на турнир, но за пару дней до начала до нас дошла новость, что его отменили из-за коронавируса. Понимая серьезность ситуации, все тут же отправились по домам на случай, если границы действительно скоро закроют - но вот я решил заглянуть в Малайзию, к моей девушке... И через 2 дня после моего приезда страна отменила все международные авиарейсы.

Продлилось это все 2 недели, причем в самом суровом виде: мы действительно сидели по домам и вообще никуда не ходили. Напротив нашего жилья был небольшой ресторан, куда мы могли зайти или заказать оттуда еду - вот и все развлечения. Пожив так какое-то время, мы стали искать любые способы поскорее уехать вместе в Финляндию. Это оказалось не так-то просто: пришлось учесть много нюансов, чтобы такой перелет был безопасным и для нас, и для всех окружающих, но в конце концов мы справились, теперь очень счастливы!

Ты рад, что переживать карантин тебе пришлось именно в Малайзии?
Честно говоря, нет - в Финляндии мне было бы намного комфортнее. В Оулу, моем родном городе, до сих пор было всего 120 случаев заражения COVID-19. Поэтому жизнь здесь шла своим чередом даже во время самых страшных дней пандемии: здесь просто не было никакого вируса.

Мне нравится местная атмосфера, и я бы предпочел это место любым другим городам планеты. Ведь это моя родина - разве где-то может быть лучше?

Тяжело ли тебе дались 2 месяца в изоляции? Или это не сильно повлияло на твой ритм жизни?
Да, конечно тяжело. На самом деле, я люблю выбираться из дома: не в клубы, а куда-нибудь на природу, где можно подышать свежим воздухом, прогуляться в лесу. Это всегда помогало мне расслабиться и освежить голову. Но в Малайзии делать это было невозможно: мы жили рядом с оживленным Куала-Лумпуром, очень шумным местом. Я не привык к жизни в большом городе и потому чувствовал себя не в своей тарелке.

Впрочем, про сам город я не могу сказать ничего плохого - там красиво и все такое. Но я предпочитаю более уединенные места.

Dota 2 помогала справиться со скукой?
Ну как тебе сказать... Я поиграл в азиатских пабах, и это было очень... Не могу сказать, что это был позитивный опыт, поэтому я не слишком много времени проводил в игре. Поначалу действительно старался убивать время "Дотой", но в какой-то момент бросил пытаться и недели три вообще не открывал Steam. Из-за этого, когда только вернулся в Финляндию, я почувствовал, как отвык от игры.

Отвык или просто отдохнул?
Пожалуй, и то и другое. Но сейчас я уже освоился, и игра кажется мне безумно интересной - я не следил за ней в последнее время, поэтому с большим удовольствием изучаю текущую мету. Думаю, актуальный патч довольно неплох, но игре бы не помешало небольшое обновление: некоторые стратегии выглядят слишком уж сильными.

Следил ли ты за онлайн-лигами, пока был на карантине?
Нет, я практически не включал стримы. Если честно, я с трудом могу заставить себя смотреть турниры, в которых не участвую сам, - мне кажется, это какое-то бессмысленное занятие.

Возможно, поэтому игра и кажется мне такой свежей: я успел сыграть только на двух турнирах после возвращения, и мне очень нравится изучать героев и предметы. Но некоторые играют в эту Dota 2 уже довольно долго, поэтому я могу понять недовольство аудитории.

Интересно, что все эти лиги, по сути, представляют собой мини-превью следующего сезона, ведь Valve собиралась сделать как раз таки региональные лиги. Тебя устраивает такой формат в контексте сезона DPC?
Конкретно для меня этот формат оптимален, поскольку с ним я смогу больше времени проводить дома и не кататься каждый месяц по миру. Если я правильно понял идею Valve, мы сможем играть все матчи в онлайне, собираясь на LAN только во время стадии плей-офф.

Я рад этому, поскольку теперь не могу быть сфокусирован на "Доте" на 100%. Здесь, в Финляндии, у меня появились другие дела, которые также требуют моего внимания. Поэтому я буду рад, если LAN-турниров станет меньше.

Хочешь сказать, что ты уже задумываешься об уходе из Dota 2?
Нет, не совсем так. Я действительно завершил бы карьеру уже в следующем сезоне, если бы продолжал кататься на все турниры подряд и жил одной только "Дотой". Так было раньше, и для меня это был тяжелый период. Сейчас же в жизни появились другие вещи, которые не дают мне погрязнуть в киберспортивной рутине, а это, в свою очередь, позволяет мне и поныне гореть игрой.

Я нашел своего рода баланс в жизни и потому наслаждаюсь ею. В предыдущих сезонах я ушел в Dota 2 с головой и из-за этого быстро выгорел. Я чувствовал, что мне чего-то не хватает в жизни.

В пабликах сейчас играют тысячи ребят, мечтающих попасть в киберспорт. Даже не из-за больших призовых, а просто потому что они верят, что профессионально играть - это круто. Ты же за 2 сверх успешных года успел устать. Почему? Давай распишем для всех минусы жизни киберспортсмена.
То есть помимо того, что попасть сюда можно, только отказавшись от всего остального? Чтобы стать киберспортсменом, придется забыть о прогулках с друзьями, об учебе, о любых других устремлениях в жизни. Но проблема в том, что, попав в киберспорт, ты не можешь просто похвалить себя и расслабиться: тебе придется работать еще усерднее, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Внутриигровые успехи чаще всего связаны с тем, сколько времени вы уделяете тренировкам. Люди, конечно, бывают разные, но большинству для поддержания формы нужно проводить в Dota 2 хотя бы по 8 часов в день. Я очень любил эту игру, но когда она превратилась в работу, которой я вроде как теперь обязан заниматься, она немного утратила шарм.

Ты скажешь, что в таких случаях можно просто взять отпуск, и это правда. Но когда я отдыхаю, то потихоньку схожу с ума от мысли, что кто-то тренируется и становится лучше, пока я прохлаждаюсь вдали от компьютера. Меня начинает душить чувство вины, сразу возрастает уровень стресса... Поэтому я возвращаюсь к игре, начинаю проводить в ней больше времени, и этот цикл начинается снова...

Что-то я увлекся. Самый большой минус в жизни киберспортсмена - необходимость так много времени проводить в игре. Вам придется проводить в Dota 2 по 8-10 часов каждый день, и это не так-то просто выдержать.

Как ты считаешь, каким образом N0tail выдерживает этот темп уже почти 10 лет?
Ох, я вообще не представляю! Понятия не имею, как ему это удается. В нем просто есть какой-то внутренний огонь, который никогда не гаснет. Из-за него Johan до сих пор готов изо всех сил сражаться за право называть себя лучшим. У него очень соревновательная натура, он обожает участвовать в турнирах и сражаться с сильнейшими оппонентами. А еще он просто так сильно любит Dota 2, что готов все на нее поставить.

Я общался с ним пару недель назад, и тогда он сказал, что даже после завершения карьеры игрока постарается найти себе новую роль в киберспорте - возможно, станет тренером. А что насчет тебя? Ты останешься с нами, когда устанешь тренироваться?
Возможно. Мне было бы интересно попробовать себя в качестве тренера, но уже после того, как я налажу свою жизнь в других областях. С другой стороны, я вдруг сейчас понял, что тренерам тоже приходится постоянно летать по миру... А я терпеть не могу путешествовать! Поэтому возможно, что я исчезну сразу после завершения карьеры игрока.

А что сейчас удерживает тебя в игре? Ты ведь уже дважды прошел "Доту", выиграв TI. В чем теперь твоя мотивация?
Я задал себе точно такой же вопрос после The International 9 и, честно говоря, потратил пару месяцев на раздумья. Сразу после турнира я взял отпуск от "Доты" и в тот момент всерьез задумался о завершении карьеры, пытался проанализировать, какой будет моя жизнь, если я брошу все здесь и сейчас.

Но время шло, и постепенно я понял, что по-прежнему люблю Dota 2 - саму игру. Мне нравится анализировать ее, находить новые сборки, тестировать героев... Да и соревноваться мне нравится, а "Дота" позволяет мне это делать на самом высоком уровне. Поэтому я решил продолжать - да, просто потому что мне нравится играть в "Доту".

Я уйду, когда игра перестанет приносить мне удовольствие либо если у нас в команде возникнут проблемы: случится какой-нибудь разлад, мы не сможем найти общий язык с тиммейтами или я потеряю страсть к соревнованиям. Но сейчас я чувствую, что готов продолжать борьбу.

Ваш новый состав - что отличает его от предыдущего?
Это совсем другая команда. Все новички очень непохожи на тех, кого они заменили. Например, ana был намного, намного более молчаливым игроком, чем SumaiL. В новом составе собрались люди с совсем другими характерами. SumaiL больше говорит по ходу игры, постоянно предлагает новые идеи. А Saksa, наоборот, ведет себя значительно тише, чем JerAx - у Jesse всегда было что сказать нам.

Из-за этого изменилась общая динамика в команде. Теперь мне чаще приходится брать слово во время матчей, это интересно. Но это сильный состав, и я вижу его потенциал - нам просто нужно сработаться, и тогда мы станем сильнейшей командой сцены.

Ты говорил, что, когда впервые попал в OG, тебя спросили о том, как ты бы хотел изменить игру команды. А что в ваш плейстайл привнесли новички?
В первую очередь они помогли нам по-новому взглянуть на игру. Как-никак мы пару лет играли одним и тем же составом и потому уже однобоко воспринимали "Доту". Еще за нас играл iLTW, но он тогда был молодым, неопытным игроком, поэтому не мог привнести ничего нового - наоборот, это мы учили его всему... Ну, не мы, а N0tail и Ceb.

Но MidOne, SumaiL и Saksa - очень опытные игроки, которые многое повидали на киберспортивной арене. С ними мы получили возможность взглянуть на то, как Dota 2 видят другие команды, и это, безусловно, очень полезный опыт. Грубо говоря, сейчас у нас появилось больше внутриигровых инструментов - осталось внедрить их в наш плейстайл.

Формат DPC часто критикуют за то, что он "убил" Major - по сравнению с TI они выглядят как отборочные турниры. Ты выиграл уже 2 Аегиса - можешь ли сказать, что выступать на Major тебе уже не так интересно?
Да, пожалуй. Система DPC подана таким образом, что все турниры меркнут на фоне The International. Даже Major в первую очередь нужны затем, чтобы получать рейтинговые очки. Впрочем, мне-то грех жаловаться, для меня система сработала превосходно.

Конечно, все не так однозначно - есть ведь и плюсы. В конце концов, сейчас у нас есть понятная структура: долгий сезон с кульминацией в виде грандиозного турнира, который смотрит весь мир. И в этом плане тернистый путь через Major делает TI еще более ярким зрелищем.

Но мне интересна именно позиция OG: за 2 турнира вы стали самыми богатыми киберспортсменами в истории. Осталась ли у вас мотивация выкладываться в полную силу на Major, или сейчас мы наблюдаем команду в режиме экономии сил перед TI?
Я подозреваю, что это справедливо не только по отношению к OG: любая команда, играя на других турнирах, будет подходить к ним не так ответственно, как к The International. Финальный турнир несопоставимо больше - здесь ничего не поделать.

Это не значит, что мы приезжаем на Major без подготовки. По крайней мере, я до сих пор играю в Dota 2 для того, чтобы учиться. Я приезжаю на турниры не для того, чтобы сыграть вполсилы и уехать домой, и речь здесь даже не о деньгах: просто я продолжаю стремиться получить ценный опыт игры с сильнейшими оппонентами. Ну и еще я просто люблю соревноваться!

Но ты прав, ментальность OG действительно заключается в том, что TI - это единственный турнир, который имеет значение. Все остальные соревнования - возможность потренироваться и научиться чему-то новому до того, как мы подойдем к концовке сезона. Без такой подготовки и на TI вряд ли получится хорошо выступить.

Но ведь в сезоне 2018/19 вы толком ничему не учились и все равно выиграли The International. Разве это не противоречит твоим словам?
Да, мы пропустили 1 или 2 Major, поскольку чувствовали, что нам нужен перерыв после TI8. Ближе ко второй половине сезона мы вернулись в игру, но не сразу смогли выйти на привычный уровень. Поначалу мы не могли отобраться на Major, пришлось играть на Minor и турнирах поменьше...

Ну вот, получается, что перед TI9 вы не то чтобы "получали опыт игры с сильнейшими оппонентами", верно?
Ну, мы пытались! Но получалось, конечно, не очень. Потом к нам вернулся ana, стало проще - мы отобрались на MDL Paris Major и начали потихоньку набирать форму, но затем случился EPICENTER, на котором заболел N0tail, и нам пришлось играть со стендином... Да, странный получился сезон, очень тяжелый.

В заявлении об уходе ana в инактив утверждалось, что он вернется в следующем сезоне, но с тех пор случилось много разных событий - TI10 перенесли, Major отменили... Поэтому фактически вы только сейчас начали играть с SumaiL. Что будет с командой, когда  ana решит вернуться?
Я ничего не знаю, правда. Не знаю, кого заменит  ana и захочет ли он вообще возвращаться. Я даже не знаю, что будет с OG через год. Об ana давно ничего не было слышно, поэтому мы пока не знаем, что будем делать после его возвращения: все может измениться, а может и остаться на своих местах - зависеть это будет от результатов команды. На данный момент я даже не уверен, что ana намерен однажды вернуться в игру.

Скоро будет год с тех пор, как ты удивил всех сборками  Gyrocopter через  Diffusal Blade и  Monkey King через  Radiance в финале TI9. Мне всегда хотелось узнать, волнуешься ли ты в те моменты, когда решаешь собрать что-то нестандартное?
Я верю, что правильная сборка - лучший способ склонить чашу весов в свою пользу. В матче на  Monkey King я играл против  Templar Assassin и  Enigma: после того как я купил  Radiance, мой ультимейт стал мешать  Enigma ворваться в драку с  Blink Dagger, и этот же эффект от предмета позволял мне быстро сбивать заряды Refraction. К тому же мы тогда и так очень сильно вели - я чувствовал, что  Radiance будет лучшим предметом для того, чтобы закрепить преимущество.

В каждой игре я стараюсь анализировать остальных героев и то, как продвигается матч. Пытаюсь понять - стоит ли рискнуть в конкретный момент, или же лучше будет сыграть осторожно? Позволит ли осторожный плейстайл нам выйти вперед или же просто сохранит баланс сил на карте?

Когда я отвечаю на все эти вопросы, решения даются мне очень просто. В игре с  Gyrocopter я купил  Diffusal Blade, потому что понял простую вещь: противник не мог выиграть драку, когда у  Bristleback и  Omniknight не было маны. А у нас был  Io, который гарантировал мне, что я смогу дольше жить и стрелять. Кроме того, герои соперника были слишком толстыми, чтобы пытаться быстро убить их. Вот такая логическая цепочка.

В документальном фильме об OG ты сказал, что в каждом матче стараешься залезть к сопернику в голову - помешать ему играть в свою игру. Ты осознанно пришел к таким методам психологической войны или же просто однажды понял, что таков твой плейстайл, и теперь пытаешься его объяснить?
Да, я пришел к этому еще до перехода в OG. В какой-то момент я понял, что это самый эффективный способ играть в Dota 2: выбивать оппонентов из зоны комфорта и заставлять ошибаться. Это же очень логичная мысль, посуди сам: если соперник не сможет делать то, что он хочет, тебе будет проще его обыграть.

Побеждать таким образом оказалось намного проще. Когда-то я пытался играть иначе: фокусироваться на собственной игре и оставлять оппонентов в покое. Но тогда игры выходили равными, все драки в них были... честными. Но зачем играть честно? Ведь так можно и проиграть! Попробуйте действовать грязно - мешать планам соперника, и тогда все матчи станут для вас легкой прогулкой.

Коментарии

Популярные новости