Василиса "Vasilisa" Чернова рассказала как смогла перейти со студенческого уровня в большой киберспорт, как готовится к эфирам и что ценит в работе в студии FISSURE.
Привет! Расскажи в целом как твои впечатления о турнире, этой атмосфере, Насколько я знаю, тебе это близко - ты играла сама, была менеджером студенческих команд...
Это очень круто. На самом деле, я очень рада, что меня позвали, и что я здесь оказалась. Потому что студенческие турниры - это другой вайб, у них совершенно другой подход к играм, совершенно другое исполнение.
На самом деле все, что есть в Доте, оно зарождается именно здесь, именно в студенчестве, и это здорово. Ты сразу видишь перспективных игроков - кого-то встречал в пабликах, кого-то видел на стримах и так далее.
Тут собираются команды с игроками, где все разного уровня, положения: в одном составе есть "семисотник", и есть Divine. И в любом случае Divine будет чему-то учиться, и это круто, когда есть такое.
Для тебя это стало, как я понимаю, такой ступенькой в киберспорт. Как это произошло?
У меня была команда КВН, но спустя десять лет я поняла, что мой КВН закончился и мне надо найти новую какую-то нишу, где я буду развиваться. Я с 2013 года играю в Dota 2, и эта игра для меня всегда была хобби, отдушиной от каких-то других дел. И я вдруг подумала: о, я же этим занимаюсь, почему я не могу попробовать? Я умею говорить, я могу постараться чуть-чуть лучше разбираться в игре, чем разбиралась два года назад.
Пошла просто в студенческий киберспорт своего университета, и понеслось! Я увидела команду, я увидела ребят, которым я захотела подарить тот самый спорт. Не просто студенческий, когда нас еще не поддерживал университет, а настоящий - с мамой заказывала ребятам форму, делала какие-то фотосессии и медиа-дни, чтобы игроки все это прочувствовали. И как-то так получилось, что нашла эту нишу и заняла там место.
Как дался тебе переход из студенческого в глобальный киберспорт?
Я комментировала внутривузовские турниры, потом пошла комментировать студенческие - региональные, зональные этапы мы освещали. Со временем нас начали приглашать на другие ивенты...
После чего появился вариант с кастингом в Virtus.pro, и я подумала: почему нет, почему нельзя попробовать? Затем появилась еще вакансия, искали кастера на один турнир, и меня взяли на EPL. Я проработала там больше полугода, и кто-то написал Adekvat насчет меня - мол, посмотри, кто там комментирует. В FISSURE меня сначала поставили комментировать второй дивизион Южной Америки, а потом так вышло, что уже позвали на студию на Major.
Хотелось бы немного задержаться на Virtus.pro. Во время кастинга ты общалась с игроками - с твоей позиции, почему у того состава ничего не вышло, что даже остались конфликты, как у Xakoda и yamich?
Мне кажется, было большое давление на них - это в первую очередь Во-вторых, игроки как будто бы просто не коннектились между собой. Я видела то, что RAMZEs все время сидит отдельно, и к нему особый подход должен быть, DM - тоже отдельно, Xakoda показался более открытым. Как будто они просто не стакнулись характерами, вот и все.
Сейчас ты, можно сказать, оказалась с другой стороны - FISSURE проводит первый сезон конкурса талантов. Поделись опытом, что имеет большее значение на таких творческих конкурсах? Насколько точно они могут определить талантливых людей?
На самом деле, такие конкурсы нужны, потому что это в любом случае шанс, это придает какой-то толчок, чтобы двигаться дальше - например, если бы не было кастинга в Virtus.pro, обо мне какие-то люди не узнали бы. Они нужны, они дают огромнейший шанс, даже если человек не победит, а засветится на втором-третьем этапе. Это даст буст и как минимум надежду, что ты не бесполезен, ты можешь делать что-то дальше.
Если подавать заявки именно на комментатора, то, в первую очередь, нужно составить портфолио хорошее. Не полениться, прям сесть основательно, может даже перезаписать что-то со всеми вводными, со всей дикцией. Если это соблюдено, то это уже 50% успеха. Во-вторых, очень важны видео-визитка и креатив. Если вы сделаете реально сценарий, а не просто сядете и расскажете о себе, это будет интересно смотреть. Если вы интересны, значит, вы нужны.
Для тебя, насколько понимаю, подготовка имеет очень важное значение - это и по эфирам заметно...
Да. Вот у меня в руках блокнот, и тут есть вся информация о всех командах: статистика по пикам, винрейтам и так далее. Аналитику можно вести как угодно, но если ты знаешь просто даже сухую статистику, тебе будет проще об этом говорить. Я - девушка в Доте, и мне надо доказывать, что я заслужила свое место. Я могу это доказать и своими знаниями, и тем, то, что я готовлюсь к каждому эфиру.
Отношение к киберспорту, и к его освещению к частности, обычно делит людей на два лагеря. Одни говорят, что это в любом случае шоу, другие видят в этом скорее спорт, где нужно отношение посерьезнее и так далее. Как это выглядит для тебя?
Я принадлежу к той касте людей, которые все-таки относятся к этому серьезно, нежели как к шоу. С другой стороны, если рассматривать со стороны потребителя, то понятное дело, что все время хочется какого-то движа, хочется шоу.
В моем понимании это должно балансировать. Как собирается та же студия аналитики: есть человек, который может сделать шоу, и есть человек, который может сухо проанализировать, а еще есть тот, кто может работать "50 на 50". За это я люблю FISSURE, за то что они это балансят.
С кем из студии тебе проще всего работать?
Проще всего... ну, Inmate, само собой, мы с ним жестко нашли коннект. 633 - тоже приятный человек, который может проанализировать любую ситуацию, в том числе с точки зрения тренера, поскольку у него есть такой опыт. ArsZeeqq - когда он появляется в аналитике, я очень рада, потому что он может соблюдать тот самый баланс "50 на 50", может и проанализировать что-либо, может и какое-то шоу сделать.
В принципе, сейчас очень тяжело выделить кого-то, с кем неприятно работать. Тот же sQreen, или Afoninje, к которым я относилась раньше с опаской - сейчас они просто душа компании, потому что мы уже общаемся не только в эфире. Все ребята, которые работают в FISSURE, они все достойны.
Расскажи о своем отношении к комьюнити-касту в Dota 2.
Думаю, что здесь каждому свое. Потому что я, например, смотрю официальную трансляцию и, смотрю англоязычные трансляции часто, потому что мне просто хочется посмотреть Доту.
Но если ты хочешь просто расслабиться в компании друзей... у меня так было во время PGL Dota 2 Major Arlington 2022, была компания друзей в Discord, и мы смотрели Nix, и нам было весело.
Если я смотрю одна, то я смотрю официальную. Комьюнити берут своей простотой - ты пришел, ты расслабился и просто смотришь. Если ты хочешь что-то вычленить из Доты, то можешь и замутиться, и посмотреть официальную трансу со звуком.
В одном из прошлых интервью ты затрагивала тему конструктивной критики, я посмотрел комментарии... и люди будто вообще не поняли, что имеется в виду. Может, есть какие-то примеры того, какая критика помогает улучшить себя, а какая - нет?
Образно говоря, что я считаю конструктивной критикой: например, в начале моего пути мне говорили, что я неправильно читаю ник одного из американских игроков. Мне скинули ссылку на англоязычный стрим турнира: послушай, как говорят комментаторы. Я сказала спасибо, я посмотрела, я начала говорить правильно.
Или другой пример: мне сейчас говорят, мол, хотелось бы слушать и твое мнение на драфтах. Я такая: окей, давайте мы сейчас немножко перестроимся, и я буду вклиниваться в разговор во время драфтов. В моем понимании, опять же, нащупываю "золотую середину", чтобы я как хост и не забирала работу аналитиков, и могла выдать свое мнение.
А неконструктив - вот это "тебя невозможно слушать", "у тебя голос не такой"... Ну, на вкус и цвет товарища нет.
Хотел узнать твое мнение по поводу критики со стороны игроков, менеджеров. Кажется, не так давно опять эта тема поднималась...
На самом деле, мне очень обидно в этом плане за то, что это говорится, вероятнее всего, о конкретной ситуации, это относится к конкретным людям. Но это затрагивает все сообщество комментаторов. Ты сидишь и думаешь: блин, я исписываю листы с подготовкой, а люди говорят, что кастеры не готовятся. Понятное дело, что это относится к точным моментам, но тогда это надо просто фильтровать...
Опять же, когда игроки знакомятся с комментаторами лично или, например, приходят в студию на эфиры - отношение меняется. Например, RodjER побывал у нас и посмотрел на это все совсем с другой стороны. Он понимает то, что мы делаем все возможное, стараемся как можно больше и делать - и не только в качестве шоу, а и со стороны аналитики.
Обычно для таланта по Доте самое главное - попасть на The International. Так ли это для тебя, и как ты к этому идешь?
Прямо сейчас The International, да, наверное - это главная цель. Но я не плыву против течения, я просто набираюсь опыта, еще пока ищу себя, свой стиль. Попаду на International, даже если это будет какой-то региональный отбор или просто стадия групповая - я уже буду рада. Дальше - только самосовершенствование, чтобы через год я посмотрела свой эфир и сказала: "Блин, а вот это я не знала, тут надо это изменить, и сейчас я могу это все исправить". Мне главное - стать идеальной для самой себя.
Хватает ли в твоем плотном графике времени на саму игру, и если да, как тебе текущая мета?
На Доту мне хватает времени всегда! Даже в Ереван я везу с собой ноутбук, и мы вечером с Inmate начинаем жестко рубиться в пабчике, по четыре-пять игр в день обязательно. Не могу сказать, что у меня начинается ломка от того, что я не играю - но вот здесь я без ноутбука, и мне уже плохо, ха-ха.
Мета крутая, мета классная. Мне нравится то, что сейчас можно часто видеть непривычных героев на разных позициях. Тот же Bloodseeker сейчас берется и в керри, и на тройке, по-разному флексится. Люблю, когда очень много вариативности.
Немного о твоих ожиданиях от Major в контексте прошедшей DreamLeague Season 20, где было много неожиданных результатов.
Я бы вообще не ориентировалась на DreamLeague, потому что у меня есть такое наитие, что фавориты уровня Team Liquid специально вылетели, чтобы отдохнуть перед тяжелым Major на Бали. Плюс стендинов очень много...
Не могу сказать, кто выиграет Major, потому что обычно я раскладываю карты Таро в таких случаях. Знаешь, у нас с мамой есть традиция делать это, когда я уже выезжаю на работу. Остаются конверты, где ее предположения, мои предположения - и мы такие: все, потом посмотрим.
Есть ли у тебя какие-то другие личные проекты, помимо эфиров на FISSURE? Может, планы на какие-то стримы или отдельные личные шоу и так далее?
Сейчас я редко стримлю, потому что мне надо понять, в чем... ну, не суть стримов, но... Я, например, сама не смотрю стримы, кроме трансляции Доты - могу посмотреть, там, как Xakoda иногда играет, за Fng могу понаблюдать. Но мне надо понять, что я могу дать зрителю на стримах.
У меня в планах развивать свой канал на YouTube. Хочу снимать влоги, хочу снимать, может, какие-то истории, мини-скетчи - я люблю видео снимать. Еще в планах, наверное, сделать какой-то свой мерч, потому что хочу делать одежду, продвигать это. Ближе к анимешной тематике, или, может быть, даже дота-одежду адаптировать. Потому что пока с этим есть проблемы - с качеством и стилем для повседневной носки, если только NIKIFILINI.
По поводу аниме - может, есть что посоветовать читателям. Из последнего, например.
"Адский рай", это просто в сердечке! Сама тема про то, что рай осознается только в аду, что счастье достигается только через страдания. Для меня это сейчас не то чтобы близко, но это было раньше, и я за счет этого очень заряжалась. Сейчас у меня все более, планомерно спокойно, тихо, и я такая - так, надо пострадать, ха-ха. Надо завести себя в такую яму, чтобы из нее выкарабкаться и стать сильнее. Это то, что нужно. "Адский рай" - очень крутое аниме.
Хорошо, спасибо за беседу. Может, какие-то приветы, пожелания?
Просто передаю привет команде Chikara и обязательно sQreen's Squad!