Интервью с Андреем "x3m4eg" Григорьевым

Автор
langame
Интервью с Андреем "x3m4eg" Григорьевым.

Привет! Меня зовут Андрей Григорьев, в игровом сообществе известен как x3m4eg. На данный момент я являюсь комьюнити-менеджером Starladder.tv, а также главным судьей SLTV StarSeries по Dota 2. Сейчас мне 23 года, родился и проживаю в городе Киеве. Прошлым летом окончил университет, получил степень магистра по корпоративным финансам в КНУ им. Шевченко. С киберспортом познакомился в 2007 году. Тогда я активно увлекался Counter Strike. Однажды мы пошли в компьютерный клуб, друзья затащили меня в DotA. И тут понеслось...
Сначала я начал играть на таком сервере как Alkar. Потом узнал о dota.org.ua, prodota.ru. Начал следить за всеми турнирами что проходили, стал модератором, а впоследствии администратором Alkar. Я организовывал там местные турниры, потом попал на айсикап, где дошел до глобального модератора. После этого однажды я написал письмо Вилату, спросил, чем я могу помочь на prodota.ru. Меня сначала взяли в matchticker crew, а потом в модераторы - так я начал освещать все турниры, которые комментировал v1lat.
Четыре года назад v1lat позвал меня на один из ASUS Cup. Сказал, что есть работа - делать текстовый репортаж и освещение турнира. Я согласился, проработал там четыре дня. Начальству моя работа понравилось, меня пригласили в "Киев Киберспорт Арену" формировать Dota 2 отдел. Кстати, на том же ASUS Cup вместе со мной освещать чемпионат от prodota приезжал Макди, который впоследствии стал менеджером команды Natus Vincere. Впрочем, это уже совсем другая история...
Мои обязанности на данный момент таковы, что нет каких-либо ограничений. Первая часть - это организация работы отдела: распределение обязанностей, составление графика матчей, графика работы стримеров, медиаплана, календаря турниров. Второй частью является освещение Starladder.tv - всех наших турниров и всех партнерских турниров: то есть, речь идет о новостях, репортажах, рекламе, социальных активностях, хайлайтах и даже работе с режиссером эфира. Третьей частью является сотрудничество с партнерами. Это основные блоки, но есть и множество ситуативных.
Спасибо за комплимент, но я уверен, что до уровня настоящего спорта нам еще предстоит пройти очень длинный путь, впрочем, определенные успехи все же есть. Грубо говоря, наш отдел представляет собой координаторов, комментаторов, режиссеров, судей, ньюсмейкеров, дизайнера и других людей. Сейчас нас одиннадцать человек, три из которых это аутсорс, но это чисто на бумаге. Мы постоянно работаем с людьми из видеоотдела, с программистами, дизайнерами, менеджерами и так далее. И, конечно же, нужно отметить, что много людей помогает нам как волонтеры (матч-админы, судьи, комментаторы) - за это им всем огромное спасибо! Координацией работы отдела занимаюсь, в основном, я и v1lat. Вместе же мы и контролируем весь процесс. График работы есть, но он весьма условный и мы его подстраиваем под освещение турниров.
Да, нами проводилась очень большая работа по открытию этих дивизионов, переговоры шли на протяжении очень длительного времени, но, в конце концов, мне и нашим сотрудникам удалось договориться со всеми и провести девятый сезон в четырех регионах. Количество работы прибавилось, практически полностью эти дивизионы курирую я сам, мне лишь помогают иностранные коллеги по связям с командами, немного с освещением и решением судейских вопросов.
Количество команд обусловлено состоянием развития Dota 2 в каждом из регионов. Восемь команд - это отличный формат, ведь мы включаем как фаворитов, так и середнячков и перспективные молодые команды. Создание дивизионов направлено на развитие соревновательной Dota 2 в каждом из регионов. В Европе у нас шестнадцать команд, потому что тут идет борьба как европейских команд, так и команд из СНГ. Зрителям интересны матчи абсолютно всех регионов и лиг, это подтверждается просмотрами трансляций. Что касается Южной Кореи, то мы освещаем их сцену уже больше года, начиная с Nexon Sponsorship и Starter League. Спустя год рейтинги трансляций этого региона выросли примерно в три-пять раз. Да и как можно не следить за матчами "мекки компьютерного спорта" - Южной Кореи...

Что касается корейских команд - когда-то и команды из СНГ были явно не на высшем уровне... Я уверен, что нужно предоставлять шанс командам из всех регионов. В будущем мы планируем расширять лигу и открывать новые регионы. В этом вопросе мы идем по пути Valve, ведь они также приглашают команды абсолютно со всего мира. Тем более, корейские команды быстро обучаются и совсем скоро, я уверен, их уровень вырастет, и они будут демонстрировать игру не хуже европейских грандов. Повторюсь, мы нацелены на развитие Dota 2 по всему миру.
Что касается трансляций, то мы ищем партнеров на каждом из языков, и если мы сходимся по условиям, то работаем с данными стримерами и студиями. Если всех все устраивает в конце сезона, мы продолжаем сотрудничество. Что касается количества стримеров, то сейчас абсолютно все лиги работают по принципу - один язык - одна студия или стример. Мы тоже не являемся исключением. В принципе, так намного проще работать - делегируешь права на трансляцию на конкретном языке конкретной студии или стримерам - оговариваешь условия и получаешь качественное освещение матчей. Если делать кучу стримов, то получается, что стримеры освещают матчи в хаотическом порядке, иногда не могут поделить слоты в лобби и постоянно ругаются.
Да, мы сделали выводы, но это такая проблема, которая существует абсолютно в каждом виде спорта, в том числе, и в компьютерном. Контролировать прозрачность могут только судьи совместно с букмекерскими конторами. Мы же обращаем внимание на те случаи, когда к нам поступают жалобы. Остается лишь надеяться, что игроки будут максимально прозрачно и честно вести свою киберспортивную деятельность. Правила являются практически одинаковыми, за исключением некоторых моментов, связанных с турнирной системой в разных регионах.

Это очень хороший вопрос - все это требует хорошего менеджмента и организации. На данный момент местом проведения предстоящего LAN финала является "Киев Киберспорт Арена", но мы также работаем над поиском альтернативных площадок. Безусловно, мы понимаем, что места всем желающим уже не хватает, поэтому просим зрителей набраться терпения. Надеюсь, уже в последующих сезонах ситуация изменится. Что касается этих LAN финалов, то мы обязательно сделаем максимальное количество мест, освободим всю площадку под зрителей и постараемся комфортно обустроить все с точки зрения логистики. Больше деталей по LAN финалам девятого сезона ожидайте в течении последующих двух недель, может даже раньше!
У каждого свои предпочтения: The Retry, Team Empire, Virtus.pro, Natus Vincere, The Alliance, RoX.KIS, PR. Некоторые болеют за отдельных игроков. Не буду полностью раскрывать все карты. The International 4 это хороший вопрос... На данный момент не совсем понятно сохранится ли предыдущая система инвайтов и квалификаций. Впрочем, считаю, что точно будут приглашены Natus Vincere, The Alliance, DK e-Sports, Invictus Gaming, Evil Geniuses, Fnatic, Team Empire, Titan и Cloud9 HyperX. Все остальные команды будут бороться за оставшиеся слоты. Я уверен, что на данном этапе развития Dota 2 сцены выбор команд происходит не через победу на том или ином турнире. Но однозначно команды, прошедшие на LAN финалы девятого сезона, будут иметь более высокие шансы получить инвайт, чем все остальные коллективы...