Интервью c Арсением "ArsZeeqq" Усовым

Автор
langameТренер Virtus.pro Арсений "ArsZeeqq" Усов в интервью порталу kanobu рассказал, как именно киберспортивные команды подбирают себе тренера, с кем из тренеров консультировался, а также поделился ожиданиями от EPICENTER Major.

Решают многие факторы. Один из них - это опыт. Вряд ли бы меня позвали в Virtus.pro, если бы я раньше этим не занимался. К тому моменту я уже успел поработать в Team Spirit, Team Empire, Effect. Другой фактор - мы уже были знакомы с парнями, и они знали обо всем моем карьерном пути: о достижениях, победах, неудачах.
С поиском тренера почти также, как и с поиском игрока. Плюс очень многое здесь работает на ощущениях. Например, выбирая игрока ты основываешься на том, как он играет, но знать наверняка какой он будет в общении не всегда возможно. Поэтому я вначале был на испытательном сроке, мы съездили в Гамбург и после этого поняли, что готовы работать вместе.
Такого как в спорте, что тренер самый главный и за всех все решает в киберспорте еще нет. Но игроки подсознательно хотят чего-то подобного. Они хотят разделить часть ответственности с тренером, чтобы он помогал в решении сложных моментов. Например, игроки не всегда могут говорить друг другу негативные вещи, так что сами игроки были бы рады, чтобы тренер был бы этаким "боссом", но такого, к сожалению, в киберспорте еще нет.
Тут все зависит от команды, у кого-то все всегда решается демократично голосованием, а у других есть более жесткая иерархия в команде.
Это одна из причин, почему я стал тренером. Все время, когда играл в своих командах, я замечал кучу ошибок, но у меня не получалось объяснить тиммейтам, кто и где не прав. Психологически, когда ты играешь с этими людьми, у них тут же включается защитная реакция: "Ты сам ошибаешься, поэтому не имеешь права нам что-то говорить". Будучи тренером, я не нахожусь вместе с ними в игре, поэтому могу спокойно любому объяснить где и как он ошибся. И если тебя критикует тренер, то этот защитный механизм у игроков не срабатывает, и они действительно прислушиваются и начинают анализировать свои ошибки. Потом уже все вместе мы это спокойной обсуждаем.
Бывало я заходил в практис рум после победной игры, хочу что-то очень важно рассказать, а мне с порога: "Ты чего с таким гнусным лицом заходишь, а?" (смеется). Ну, а если серьезно, то, когда как. Команда - это микроорганизм, у которого есть своя флора. Когда в команде все отлично, то, конечно, тебе не нужно быть строгим, и наоборот. Поэтому у меня нет какого-то конкретного режима: "строгий тренер", "добрый тренер", я всегда действую по ситуации.
Я читал несколько книг по спортивной психологии. Одна из них, не помню сейчас название, была о спортивном психологе, который работал со скалолазами. На примере этих ребят там описывалось очень много интересных фишек из спортивной психологии.
Да, очень! У меня все было на уровне ощущений, но у меня не было теоретического фундамента. После того, как я начал читать специализированную литературу, 90% моих мыслей подтвердилось. В этом очень помогло.
Он может стать тренером, который будет следить за дисциплиной, коммуникацией. Например, в Virtus.pro все эти вещи нужны намного меньше, чем командам, в которых я был до этого. В Virtus.pro я, скорее, как 6 игрок. С моим мнением считаются, прежде всего, в вопросах самой "Доты". Virtus.pro команда настолько высокого уровня, что все эти психологические фишки они и так знают, их не нужно этому учить. Им просто нужен, скажем такой, "Дота консультант".
Они очень долго вместе. В этом большая заслуга Solo - это лидер экстра-класса. Он когда-то сказал им: "ребята надо делать вот так", и у них это все отпечаталось в голове. Теперь они уже все понимают и знают.
Есть разница скорее в самом процессе. Когда ты играешь - ты спокоен и просто выкладываешься на максимум. Когда же ты в роли тренера, ты смотришь как играет твоя команда и понимаешь, что не можешь им ничем помочь в этот момент. Это очень выводит из себя. Я всегда сижу и кусаю губы, грызу ногти. Нереальные тики появляются. Когда ты играешь, ничего подобного нет. То же самое и с поражениями. Я бы сказал, что будучи тренером сложнее переносить поражения. Но я уверен, что, если спросить у парней, у них будет другое мнение. Они очень сильно переживают из-за поражений.
Когда я пришел в VP, мне было очень непривычно из-за повышенного внимания к себе. Тогда я сидел и очень расстраивался, когда читал негатив в свой адрес. Но потом у меня в один момент щелкнуло, и я на все забил. Если честно, мне наплевать на весь этот хейт.Поэтому я уже не обращаю внимания на это и даже где-то с этого рофлю. Недавно, например, скинули в комментариях ссылку на петицию, чтобы меня кикнули из команды (смеется). Для меня все это уже какой-то мем.
Когда я только начинал, я общался с XBOCT. Он делился своим опытом и много интересных вещей рассказывал. Сейчас иногда общаюсь с тренером
Мы точно хотим выложиться на максимум. На