Интервью с Марией "Inverno" Гуниной

Автор
langameОткровенное интервью Марии "Inverno" Гуниной: почему Iceberg ругался с NoFear, как она кикала игроков и почему верит в ArsZeeqq.

Во-первых, хотелось бы сделать ремарку по поводу плохого сценария. Весной я принимала команду, которая не выходила из открытых квалификаций, а тут она попадает в финал отборов на The International 9. Разве это плохой сценарий? Конечно, хотелось выйти на TI, но называть это "плохим сценарием" я бы не стала.
Мысль о том, что нужно убирать Silent, была озвучена на следующее утро после квалификаций. Но между озвученной мыслью и принятым решением иногда проходит много времени. И моя политика такова, что кикнуть человека мы всегда успеем. Вопрос в том, на кого ты его меняешь. Часть моей работы заключается в том, чтобы отклонять или подтверждать предложения других людей. На это подтверждение и ушло какое-то время.
На самом деле, к этому все шло. Просто я заморочена на том, на кого конкретно ты собираешься менять кикнутого игрока. Кик - легко. Замена - сложно.
Сообщество зацикливается на ошибках в микро. А они случаются у всех. Наверное, они иначе воспринимались именно от Silent, потому что он керри и должен тащить. В массовом сознании с кор-игроков другой спрос. Им тяжелее простить ошибки.
Понятное дело, что игрока не кикают, потому что он зашел без вижена на хайграунд наJuggernaut. Это более комплексная история, которая завязана где-то на игровых моментах, где-то на мотивации. В том числе и на том, что в целом необходимо команде. Как мы и писали в анонсе, нам нужен был кор-игрок другого склада. Это не значит, что Silent все делал неправильно или плохо. Просто нам нужен был тот, кто сделает иначе.
Да, все прошло очень спокойно. Возражений не поступало. Это одно из тех решений, которое мы приняли на 100% совместно.
В СНГ каким-то волшебным образом сложилась ситуация, что стало тяжело найти примерно всех. Понятное дело, что смотря как искать. Всегда можно обратиться к молодым, открыть топ 100 рейтинга и так далее. Но все равно выбор невелик. В глубине души хочется не просто выбирать на морозе из того что есть, а делать это и по игровым особенностям, и по чертам характера, и по психотипу. Но такой возможности просто не существует, потому что игроков мало. Вот и все.
Кто-то может себе позволить взять молодого игрока из паблика. Я себе такую роскошь позволить не могла, потому что не знаю, что с ними делать. Просто не умею пока. Есть Solo, который умеет, Fng умеет. А у нас в команде не было человека с этой экспертизой. Поэтому на молодых мы смотрели с опаской.
У нас был опыт с DM, когда я только стала менеджером. У меня не было понимания как его направить. И сидели мои олды, Silent и nongrata, и тоже не знали. И вот сидели мы все вместе и думали: "Ух, взяли молодого, круто!"
В воздухе витала мысль, что он молодой и перспективный, и из него наверняка что-то получится. И что, просто сидеть и ждать? Хочется же что-то предпринять, ускорить процесс развития. Но что конкретно для этого нужно, непонятно. Это навык, которого у меня пока нет, и мне не стыдно это признать.
Дело в том, что нам нужна была ярко выраженная вторая позиция. Из-за нехватки кадров все, чем мы занимались с апреля, - это пересаживали единичек на двоек.
Кроме того, у меня была идея, что нам нужна яркая личность и человек со своим мнением. У нас был гиперактивный NoFear, а остальные терялись на его фоне. NoFear что-то говорит, а другим впадлу спорить. Даже если он не прав. Допустим, NoFear говорит: "А давайте сделаем буткемп с 1 сентября". И единственный человек, который может ему сказать, что это дерьмовая идея, - это я. Игроки не хотят ввязываться.
Нам нужен был человек, который тоже имеет свое мнение, потому что так, как было, работать не могло. Возможно, команда может функционировать таким образом, если у тебя есть KuroKy или Puppey. И то мы до конца не знаем, как строятся их коллективы. Не исключаю, что там есть классная и хорошо слышимая в общем оркестре вторая скрипка. И нам нужна была эта вторая скрипка, альтернативный взгляд на вещи.
Я понимаю, что мои слова могут кого-то задеть, но то, о чем я говорю, не хорошо и не плохо. Просто так оно есть. Не могут все люди быть проактивными, инициативными. Все разные. И у нас собрались вот такие ребята.
В итоге сформировалось два критерия. Нам нужен был мидер и человек со своим мнением, такой "батечек". Не молодой и зеленый, который придет и будет говорить "да, NoFear", а тот, у кого будет свой голос. Так появился Iceberg.
Я говорю, что эта позиция была "у меня", но я не безумный тиран, который приходит и говорит: "У вас там какие-то идеи есть по команде? Извините, но сейчас придет 4К менеджер и решит за вас". Нет, такого не бывает. У меня есть предложения, я их выношу на обсуждение, мы общаемся - и приходим к общим решениям. И история с Iceberg - это такое же общее решение.
У NoFear такая манера коммуникации, что он просто приходит и говорит: "Мы делаем вот так". А я прихожу с вопросом: "Как ты думаешь нужно сделать? Каким ты видишь будущего мидера? Вот список игроков, кого ты ставишь выше, а кого ниже?" То есть, не лоббирую готовое решение, а спрашиваю. Тогда люди откликаются и происходит диалог.
Это все было очень давно. Iceberg затрагивал эту тему в своем блоге, так что можно об этом открыто говорить.
Когда я позвала Iceberg в команду, он сразу сказал, что не хочет играть с NoFear. Мы с ним провели в беседах много времени. Он меня подначивал потом и говорил, что я его обманула, когда утверждала, что NoFear изменился в лучшую сторону. Но никакого обмана не было, это было абсолютно искренне. Положительная динамика была. Другое дело, что она была не такая интенсивная, как ожидал Iceberg.
В итоге в их общении стали проявляться худшие черты обоих. Оба старались, и всем хотелось прийти к общему знаменателю, но в то же время какие-то эмоции и старые обиды брали верх.
Сейчас легко написать в комментариях, что это было прогнозируемо. Но, во-первых, идти на риски - нормально, а во-вторых, старые обиды очень легко забываются, когда ты выигрываешь. Говорят, что время лечит, но в спорте лечат победы. И когда мы выиграли первые 4 из 4 официалок, никого не тревожили старые конфликты. Проблемы начались потом.
И я знаю одно: как бы плохо ни получилось с Iceberg, ни с кем другим результатов лучше не было бы. Может, не было бы блогов и всего этого шапито. Но с точки зрения спортивного результата лучше не было бы ни с кем. Даже учитывая, что результат настолько плох.
Зайду издалека. За короткую менеджерскую карьеру мне довелось поработать с ощутимым количеством игроков, которым в большинстве команд, скажем так, не рады. За NoFear тянется шлейф, что с ним тяжело играть. За Lil есть этот шлейф. За Iceberg, на самом деле, тоже. И когда я звала их в команду, я понимала, что они "проблемные". Но у меня было устойчивое ощущение, что эти проблемы все признавали, но никто не пытался их решать.
В оригинальном составе Winstrike Team не было психолога. Я знаю, какого склада человек был их менеджер. Всем этим якобы "проблемным" игрокам некому было помочь. Поэтому мне казалось разумным дать им шанс и хотя бы попробовать. Не собираюсь себя хвалить, но собирая фидбек с игроков, понимаю, что это было не зря и многие вещи мне удались.
Что касается NoFear, то он просто усвоил какие-то правила поведения. Вещи, которые очевидны тебе или мне. Потому что пока дотеры играли в Доту, мы ходили в школу и универ и приобретали социальные навыки, усваивали, что можно, а что нельзя. Учились находить подход к людям. И в принципе именно таким вещам я обучала NoFear. Кроме шуток, NoFear, если ты будешь это читать, не обижайся, пожалуйста!
Люди, которые работают с дотерами, сейчас прочитают и ухмыльнутся. Потому что они знают, что у 99% игроков проблемы с этим.
Да. Мне приходилось ему объяснять: "Нельзя посылать людей *****". У нас с этим была проблема. Нельзя посреди спора взять и сказать: "Ой, да иди ******".
Еще я часто ему повторяла: "Ты прав по сути, но не прав по форме". Во главу угла всегда нужно ставить результат. Допустим, тебе не нравится, что кор играет мало матчмейкинга. Результат, которого ты хочешь добиться, - чтобы он чаще играл пабы. И если ты придешь и скажешь ему: "Ууу, сука-козел-урод, че MM не играешь, даунич?" - играть матчмейкинг он, скорее всего, не начнет. Нужно иначе общаться с людьми, в задницу засовывать свои эмоции и ориентироваться на результат. Если хочешь, чтобы человек начал играть матчмейкинг, то выбери другую форму изложения.
Он всегда был такой резкий, безапелляционный, себе на уме. И, разумеется, когда он вступал в диалог с условным Iceberg, то что он получал в ответ? Такую же резкую безапелляционную контратаку. И надо радоваться, что еще по лбу не получал!
Я пыталась дать ему альтернативу. Показать, что можно общаться иначе. И прогресс действительно был.
Наверное, это был такой яркий момент. С первых поражений и тимтолков было очевидно, что между Iceberg и NoFear что-то зреет. Это было что-то скрытое и вялотекущее. А совсем открытым стал именно конфликт NoFear и Sh4dowehhh.
Iceberg описывает хронологию событий, и он в чем-то прав. Но у него своеобразное туннельное зрение. Он смотрит на все события, которые происходили в эти дни, через призму того, что NoFear - козел. И во многих аспектах с этим очень сложно спорить. Но не в случае с киком Sh4dowehhh.
Sh4dowehhh лично меня как тренер не устраивал. Он выполнял свой пул задач и делал это неплохо. Но в моем понимании пул задач тренера - это то, что делает Sh4dowehhh, и еще десять вещей сверху. Что-то он не мог делать, что-то не хотел.
Но рынок у нас такой, что тут игрока не найдешь, не то что тренера. Поэтому мы работали с тем, что есть. И я понимала, что может быть, он не бустит нас так, как бустил бы некий сферический тренер в вакууме, но как-то же он нам помогает.
У нас были на эту тему беседы в межсезонье. Мы обсуждали возможность заменить тренера. И на самом деле, NoFear был последним бастионом, который отделял Sh4dowehhh от этого кика. Он объяснял, почему он ему нужен, как он его дополняет, почему их связка эффективна и так далее.
Можно долго строить гипотезы о том, с чего начался этот конфликт. Возможно, NoFear ожесточился с приходом Iceberg. Возможно, Sh4dowehhh увидел Iceberg и понял, что есть другой центр силы и больше не нужно подстраиваться под NoFear. Трудно сказать.
Но я на это отреагировала так: "Ну, наконец-то можно тренера менять!"
Эти слова могут по-разному понять. И Sh4dowehhh их может по-разному интерпретировать. Но несмотря на расхождения во взглядах на работу, мне хочется верить, что мы расстались на хорошей ноте. И на последнем буткемпе мы с Sh4dowehhh очень сблизились (уже вижу заголовки на тематических сайтах: " Inverno очень сблизилась с Sh4dowehhh"). Может, я рассказываю о каких-то неприятных вещах, но у меня нет цели его обидеть. Просто пытаюсь пролить свет на то, что происходило в команде, и хочу быть открытой.
Если почитать блог Iceberg, то можно заметить интересную закономерность. Он дважды пишет "Я сижу играю MM, а кто-то собирает вещи". Это хорошо, что он играет так много пабов, но иногда из-за этого жизнь проходит мимо.
В частности, в случае с nongrata он сам ко мне подошел и сказал: "Ну что?". И это не та ситуация, в которой я могу ему предложить подождать, когда Iceberg доиграет ММ.
Еще один нюанс, про который все упорно забывают - Iceberg даже не был на контракте. Мы тестили его, а он нас. И это еще большой вопрос, стоит ли человека в статусе стендина привлекать к решению вопросов такого уровня.
У нас в целом не шла игра. И тот факт, что сейчас весь состав сидит на лавке, говорит о том, что ни одну секунду мы не думали, что виноват кто-то один. Просто не клеилось. И распутывая этот клубок, мы пытались найти нитки, которые приведут нас к причинам этого коллапса.
Причин было много: и игровых, и психологических. Было видно, что у игроков пропадала вера друг в друга. В том числе много вопросов у ребят было к nongrata. У кого-то к игровым моментам, у кого-то к дисциплине. Все это накопилось. Сейчас мы пришли к тому, что менять надо всех, но тогда с чего-то надо было начинать.
nongrata прекрасный человек и талантливый игрок. Я убеждена, что в его случае "сидение на лавке" - это своеобразная перезагрузка. И он еще с этой лавки встанет и развалит.
Мне кажется, что он и сам в какой-то момент понял, что нужно что-то менять - и нам, и ему. Что он не в своей пиковой форме и не может ее набрать. Не только по каким-то своим внутренним причинам, а в первую очередь потому что у нас команда трещала по швам. Чтобы раскрыться, ему нужна была другая среда. И сейчас я понимаю, что ни один игрок в мире вообще не мог быть эффективен в той среде, в которой все мы находились.
Никто не видел вину исключительно nongrata или Sh4dowehhh. Просто происходил ******. И когда ****** в терминальной стадии, это не может быть виной одного человека.
Когда я сообщила об этом nongrata, он первым делом сказал: "Давно пора". Наверное, поэтому он и блогов не пишет. Он адекватный человек, и тоже видел, что просто не идет. Он все прекрасно понимал.
Какими бы напряженным разговоры ни были, все уезжали с буткемпа с улыбкой и друзьями. nongrata не исключение. Мне хочется верить, что никто не ушел озлобленным и разочарованным в команде в целом.
Важно, что 99% киков происходит в онлайне. А мы трех людей подряд кикнули на буткемпе. Это тяжело. Непросто говорить об этом, смотреть, как они собирают вещи, вызывать им такси и обнимать на прощание - все это очень тяжело. Но это был отрезвляющий опыт.
Да. Не было такого, чтобы я встала и: "Ну, поехали! Пойду Sh4dowehhh кикну". Накануне у нас с ним состоялся долгий разговор. Мы общались, он мне показывал реплеи, объяснял свою точку зрения - мы сидели за компьютером до утра. Я ему говорила: "Ты же понимаешь, что учитывая предысторию и твое нынешнее положение, у твоей конфронтации с NoFear развязка только одна? Это кик". Мы долго обсуждали все: ситуации, где был неправ он, или NoFear, или я. И в некоторой степени он был к этому готов.
Но да, мне было непросто. Не знаю, хорошо это или плохо. Естественно, кто-то напишет: "Ну да, это же баба, конечно ей непросто, сопли распустила". Кто-то наоборот воспримет это позитивно и поверит, что все эти шутки про семью - не совсем шутки.
Мы с Lil не общались в тот момент, когда он играл в Na`Vi или Virtus.pro, но мы знакомы 5 лет. И у меня его образы 5 лет назад и сейчас диссонанса не вызывают.
Допускаю, что его поведение в этой команде отличалось от того, что было в Na`Vi или Virtus.pro. Возможно, потому что то поведение, которое ему приписывалось в тех командах, ни к чему хорошему не привело. Здесь Lil осознанно не хотел лезть на рожон, создавать какой-то конфликт. И тогда это было лучшим решением.
Ирония в том, что про любого человека вы слышали что-то плохое, про любого игрока. Даже про тех, которые два The International выиграли. Тем не менее, они играют в командах и побеждают. Брать в состав человека, про которого вы слышали что-то плохое, - это нормально.
Не отрицаю, что он совершал ошибки и был неправ. В коммуникации с аудиторией, в общении внутри команды или где-то еще. Но и по отношению к Lil люди часто были неправы.
Для NoFear я объясняла еще один принцип: если тебе кажется, что человек ведет себя как мудак, наверняка у него есть мотив. Попробуй узнать этот мотив и ситуация сразу заиграет новыми красками. И как бы Lil себя ни вел, на это всегда была весомая причина. Но аудитория склонна забывать эти причины и демонизировать людей. Мне ли это не знать!
Мы отправляем на скамейку всю оставшуюся команду: Lil, Cooman и NoFear. Помнишь, как славяне позвали Рюрика "княжить и володеть"? А мы позвали ArsZeeqq, чтобы он собрал нам новую команду.
Меня недавно посетила следующая мысль: мой функционал как менеджера был настолько специфическим, что меня даже некорректно сравнивать с другими менеджерами. Потому что за игроков приходилось конкурировать не с ними, а с условными Solo или Fng. Solo и No[o]ne собирают состав VP. Артем и Ян собирают состав Gambit Esports. Кто собирает состав Winstrike Team? Да в соляру 4К баба! Круто, что у меня что-то получилось в конце того сезона, но нельзя уповать на то, что это повторится снова. Да и результатов теперь хочется совсем других.
В условиях последнего решаффла я понимала, что не могу этого сделать. Есть эффект Даннинга-Крюгера: человек настолько некомпетентен, что он не понимает этого. У меня противоположная история. Я понимала, что моей экспертизы не хватит. Я не играю в матчмейкинге на высоком уровне, чтобы находить там молодых талантов и знать, кто как общается и линию стоит. Мне нужно, чтобы кто-то был моими глазами. Человек, хорошо понимающий Доту.
Поэтому у меня и была идея фикс, что нужно менять Sh4dowehhh на такого человека. И этим человеком в моем сознании долго был ArsZeeqq. И наконец-то и в реальной жизни он тоже им стал. Так что я с абсолютной радостью эти бразды ему отдаю.
Мы будем работать в связке, но никого скаутить мне больше не придется. Я займусь тем, чем и должен заниматься менеджер. И меня это очень радует.
Нет, у него нет никаких ограничений. И в этом моя политика. Допустим, ArsZeeqq варит суп, а я ему говорю: "Готовь как тебе нравится, только никакой соли! Или вот, добавь в него сахар". Это полный бред. Чтобы стать тем, кто ответственен за результат, и чувствовать полноту этой ответственности, он должен делать все сам. А я буду рядом, если понадобится какая-то помощь.
Без фанатизма, конечно. Нет цели выкупить No[o]ne из Virtus.pro. Но да, у нас есть ресурсы. И мы будем собирать команду не из свободных агентов.
Шансы есть. У кого-то больше, у кого-то меньше. Но шансы есть.
Да. Мы не хотим зацикливаться на этом, но готовы позволить себе одного молодого-зеленого. ArsZeeqq ничего не делает без причины, и если он готов брать в команду молодого пабера, значит он знает, как с ним работать и, более того, может поделиться необходимыми знаниями со мной. Так что я за ним хоть на край света.
В команде (да и в коммьюнити) много шутили на тему того, что Winstrike Team - семья. А теперь мы шутим, что в семью вернулся батя. Ну что мамка одна сделает с пятью пацанами? Полная семья - совсем другое дело.
Поверь, что бы ни происходило в этой команде, я всегда думаю, что это моя вина. Меня пытаются активно в этом переубедить, но у меня всегда есть ощущение, что я могла сделать больше. Причем даже если игрок кнопку в драке не нажал, все равно буду сидеть и думать, что могла сделать больше. Такой у меня образ мышления.
Люди склонны драматизировать. Я согласна далеко не со всем, что мне вменяют в комментариях, но в полной мере осознаю свою ответственность за случившееся.
Но одна из вещей, на которые меня настроил ArsZeeqq: надо меньше думать о том, что было, и больше - о том, что будет. Так что переключаюсь на позитивные мысли.
Да! Давно пора было кому-то за это взяться.
Когда говорят, что я потакала прихотям NoFear, например. Знали бы они, как NoFear прилетало от меня время от времени. Справедливости ради, и мне от него прилетало, но два холерика по-другому не могут.
Или когда пишут, что не надо было подписывать Iceberg, если существовали риски. Так он и не был подписан, чуваки! Вот так люди, не зная фактуры, начинают что-то придумывать.
На самом деле, если бы я помнила о себе все плохие комментарии, то охренела бы уже. Меня они не трогают. Просто иногда хочется побыть открытой, честной, чтобы люди знали, что происходит в команде и понимали причины этих событий. Но информация так легко искажается и уже в искаженном виде распространяется, что это отбивает все желание.
Когда меня позвали работать менеджером, у меня не было ни ожиданий, ни амбиций. Мне всегда нравился командный менеджмент. У меня была установка: я буду тем, кто нужен этой команде. Если им нужно, чтобы я принесла кофе, то здорово, я это сделаю. И буду радоваться тому, что кто-то завез официалку, выпив этот кофе.
Когда я рассказываю это людям, они не верят. Они привыкли к тому, что я вся из себя решала. Просто так получилось, что в тот момент команде нужен был человек, который будет принимать какие-то решения: кого-то кикнет, кого-то возьмет. Мне выпало быть решалой поневоле.
Не скрою, мне это нравилось, и вдвойне здорово, что в тот момент у меня все получалось. У меня не было мысли: "блин, сейчас бы за минералкой сбегать, а приходится составы собирать". Мне это всегда было в удовольствие. Я этой истории отдавалась на 100%.
Но теперь хочется большего. Поэтому здесь ArsZeeqq.
Да, конечно. В частности, последний раз сильно приложило. Но это нормально, это часть рабочего процесса. Здесь не нужно драматизировать, нужно учиться на ошибках и двигаться дальше.
Не знаю. Но у меня и выборка по составам пока небольшая. Первый состав заиграл, а потом он же вернулся с летних каникул и не заиграл.
Вопрос еще в формулировке. Это слишком многослойная тема. Иногда менеджер делает массу ошибок, а состав играет. А иногда состав не играет, но корень зла не в менеджменте. Слишком много переменных.
На первом месте целеполагание, без сомнений. Сначала четкие задачи, а потом все остальное. Я об этом писала еще в блоге про Iceberg. Это порочная практика - смотреть, кто остался на рынке, и брать, что есть. Сначала нужно понять, какой игрок тебе нужен, а потом искать того, кто этому типажу соответствует. И здесь то же самое. Ты сначала ставишь цели, а игроки, тренер, менеджер - это инструменты в их достижении.
В принципе, задачи, которые мы ставили себе до конца года, еще можно выполнить. Даже несмотря на дизбанд. Глобальный план до конца сезона - попасть на TI по DPC очкам.