Загрузка...


Интервью с владельцем Double Dimension

Интервью
20:38, 4-06-2019
0
Avatar
Автор
langame

Владелец киберспортивной организации Double Dimension Юрий Федин рассказал порталу prostoprosport, почему зарплаты в Dota 2 за пару лет выросли в несколько раз, новые дисциплины могут стать шансом для маленьких организаций, а рынок по-прежнему остается нестабильным.

Примерная вилка, сколько сейчас может стоить буткемп?

Я думаю, хороший буткемп "под ключ" стоит ₽300,000-350,000 за 2 недели, плюс-минус. Если брать эконом-вариант, это обойдется в ₽200,000-250,000. Конечно, если делать свой буткемп с нуля, это совсем другие суммы - техника, игровые кресла, все остальное. Некоторые знакомые мне команды берут просто дом и необходимым образом его оборудуют, но для этого надо знать все нюансы, поэтому начинают все, как правило, с уже готового к въезду дома/квартиры.

Вообще, цифры могут меняться в зависимости от различных факторов. Например, мы приглашали психолога на сдельную оплату, или у вас может быть профессиональный диетолог.


Что значит проект киберспортивной команды в России с точки зрения бизнес-стратегии?

Когда мы говорим о содержании киберспортивной команды, мы имеем в виду венчурный бизнес. Нужно забыть о том, мол, вложить немного денег в команду и через год начать зарабатывать на этом небольшие суммы, как в дивидендном бизнесе. Так это практически не работает.

Сегодня ты должен вложить много, рискнуть очень большой суммой. Возможно, твоя команда "выстрелит" - тогда у тебя есть шанс, что она начнет зарабатывать какие-то деньги, или все это можно будет продать крупному инвестору.

Но даже в случае больших вложений никто не гарантирует результат: есть примеры, когда люди вкладывали серьезные суммы и даже заключали хорошие спонсорские контракты, но впоследствии бизнес закрывался из-за снижения результатов или ухода медийных игроков, интересных спонсору. Нужно быть готовым инвестировать не просто много, но еще и долго.

Если говорить о дивидендной модели, то сейчас успешность подобного подхода мне кажется маловероятной. В сферу киберспорта уже зашли большие инвестиции, существует высокая конкуренция за лидирующие позиции. Максимум, чего можно добиться - отбивать расходы, но и здесь подобных случаев на рынке единицы. Например, в настоящий момент Double Dimension не является убыточной организацией, мы существуем за счет спонсоров и эффективного управления.


Зарплаты в Dota 2 за год выросли в несколько раз, влияет ли на это игровая дисциплина?

На самом деле да. Как я уже говорил, Dota 2 и CS:GO сейчас очень сильно "перегреты", туда нужно идти только с большими деньгами при маленьких шансах что-то заработать. Я бы рекомендовал новые дисциплины с маленьким циклом - сейчас игра может стать полноценной киберспортивной достаточно быстро, в считанные месяцы после релиза, и можно успеть влиться в сферу.

Например, Fortnite. Прошло определенное время с момента запуска игры, появилась конкуренция, но на рынке по-прежнему есть интересные составы, которые могут за что-то побороться и, при этом, стоят недорого. Идея в том, чтобы обращать внимание на новые игры с достаточно большими призовыми и их равномерным распределением среди участников, либо на очень популярные дисциплины, разработчики которых открыто заявляют о своих киберспортивных амбициях.

В Dota 2 на крупном турнире играет 16 команд, в Fortnite их значительно больше. При этом в той же Доте победитель условного TI может получить несколько миллионов, а последнее место - всего лишь $60,000. Это тоже не очень приятно для бизнеса.


Каково отношение киберспортивного управленца к новым дисциплинам? Вот, допустим, вышла новая мультиплеер-игра, набирает популярность...

Помимо сухой статистики обязательно нужно смотреть, что делает разработчик. Есть 2 вещи, которые развивают игру ее как киберспортивную дисциплину, это промоушн и контент.

Что касается продвижения, это либо история Fortnite, которые ставят безумные призовые, и команды сразу начинают набирать составы - либо история Apex Legends со стримерами, именно из-за Ninja, Shroud и других игра получила такое количество установок.

Второе - это контент. Киберспортивная дисциплина быстро набирает аудиторию до тех пор, пока в нее добавляется новый контент. Новые герои, патчи, карты - все что угодно. Можно посмотреть на PUBG, который "выстрелил" и быстро сдулся, потому что ничего кардинального в игре не появлялось. А теперь смотрите на Fortnite, в котором есть сюжет, сценарий, сезоны. Людям не просто интересно играть, им интересно играть постоянно.

То же самое на примере Доты. Да, игра стагнирует, но Valve постоянно создает новый контент или меняет баланс, регулярно что-то в игре появляется. Есть пользовательские моды - сейчас появился Auto Chess, который тоже дисциплину прокачивает. Это тоже контент, который появился внутри игры и позволяет ей развиваться.


В интервью esports.gg вы говорили, что за последние год-два расходы на команду подскочили в несколько раз. В чем причина такого резкого скачка?

По большей части это было сказано о Dota 2. Выросли зарплаты игроков - с условных $500 до $2,000.


Почему так происходит?

Это венчурный бизнес, который пока эту сферу не понимает. Инвесторы предпочитают вкладываться в то, что им хорошо знакомо: в команды, стадионы, большие инфраструктурные проекты. Большая часть денег идет туда, и начинается "перегрев".

Условно говоря, если раньше была только одна организация, готовая платить большие деньги игрокам, то со временем их стало больше. Появляется много зарубежных компаний, которые в состоянии выплачивать по несколько тысяч долларов. Приток инвестиций, которые идут в команды, и приводят к росту конкуренции в борьбе за игроков - примерно так это работает.


Недавний материал про киберспорт и команду Double Dimension в печатном журнале "Популярная механика" начинается с фразы "с большими деньгами в киберспорт пришла стабильность". Вы с этим согласны?

К сожалению, рынок все еще нестабилен. Но, естественно, чем сильнее он развивается, тем стабильнее он становится - как это бывает с любым новым рынком. Сейчас киберспорт на стадии развития, и туда приходят инвестиции, порой даже неоправданные. Мы, на самом деле, уже начали наблюдать, как этот пузырь постепенно сдувается. Но я думаю, что основной спад еще впереди.

Рынок сейчас "колбасит" и так будет продолжаться, пока он не станет зрелым - пока не появится что-то еще кроме команд, какие-то интересные около-инфраструктурные проекты. А такие проекты сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. До тех пор, пока на рынке не будет нескольких крупных компаний, приносящих реальную прибыль, стабильности не наступит.


Помнится, пару лет назад при появлении первых серьезных инвестиций находились те (например, v1lat), кто говорил об опасности возникновения "мыльного пузыря".

Как человек из индустрии, могу сказать, что пока да, это мыльный пузырь. Инвесторы не научились правильно вкладывать деньги, а на самом деле вокруг есть куча прикольных сервисов, которые готовы обслуживать этот рынок. Пузырем он перестанет быть, как только такие проекты будут успешно существовать, а не проедать деньги инвесторов.

Даже борьба студий освещения Maincast и RuHub - это раздувание пузыря. Они борются за права, перекупают их друг у друга, и тем самым еще сильнее греют рынок.


Позиция владельца организации в киберспорте раскрывалась редко. Но вот, например, у Антона Черепенникова было несколько промежуточных звеньев между ним и менеджментом команды. А в Comanche "главный" занимался многими простыми вещами сам. Что должен и что не должен делать владелец киберспортивной организации?

Для Дениса это было хобби и настоящая любовь, ему просто нравилось этим заниматься - вовсе не потому, что на это не было денег. То же самое и у нас, один партнер отвечает за финансы, второй человек занимается управлением, а третий - маркетингом. Сейчас у меня нет возможности уделять 100% своего времени Double Dimension, поскольку я развиваю агентство Goose Gaming, которое занимается талантами и киберспортивным маркетингом, и бренд одежды OUTPLAY. В этой связи мой партнер по Double Dimension взял на себя больше обязательств.

Но и оставаться в стороне мы не можем - просто потому, что нам это интересно. Интересно следить за игрой состава, слушать в TeamSpeak обсуждение стратегий, смотреть, как тренер выстраивает работу и давать ему советы, потому что управление коллективом - это по сути менеджмент, а мы все менеджеры с большим стажем.

Если говорить про команды уровня Virtus.pro, то, конечно, владелец не должен этим заниматься, если же говорить про небольшие организации, то это вопрос денежный - может не быть возможности взять себе менеджера, поэтому часто инвестор включается в процесс и дополняет его своими компетенциями, как это было у Дениса или у нас.


Раньше люди из бизнеса не всегда понимали, что такое киберспорт и зачем им предлагают сидящих за компами мальчишек как полноценный проект. Случалось ли у вас, что потенциальные партнеры не понимали, о чем идет речь?

Да, наверное, несколько лет назад людей было сложно убедить инвестировать в киберспорт. Поворотной точкой стали $100,000,000 Алишера Усманова, это была определяющая новость, которая разлетелась не только по профильным СМИ, но и по бизнес-сфере. Об этом узнали все - даже те, кто ничего не знал о киберспорте, подумали: "Хмм, Алишер Усманов не глупый человек, давай-ка и я послушаю, что эти ребята мне предлагают".


Расскажите о самых легких и самых трудных переговорах, связанных с Double Dimension.

Перед квалификациями DAC 2018 мы вели состав Planet Dog, который принимал участие в TI7 и Major. В последний день подтверждения составов на сайте Valve мы ударили по рукам с капитаном Алексеем "j4" Липаем - и буквально через 30 минут, за 2 часа до ростерлока, мне написал мой хороший знакомый, Александр "NoFear" Чурочкин: "Слушай, мы тут собрали состав, я в нем уверен, давай подписываться".

Мы их тогда не подписали, потому что мы уже договорились с Лешей, и это было бы некрасиво. Я сказал об этом NoFear, а через 3 месяца FlyToMoon заняли 3 место на EPICENTER, мы же проиграли им в квалификации. Скажу честно, сначала я кусал локти, но потом отпустил ситуацию и начал переживать за команду, потому что это они реально классные ребята и мои хорошие знакомые.

Чуть раньше, в 2017, была классическая для киберспорта история с уводом целого состава от M19. Нам пришлось собирать новый состав за 3 дня, и через эти самые 3 дня он обыграл M19 в первом же матче - кстати, ровно такая же история была с Winstrike Team, которые купили состав Quantum Bellator Fire и сразу же проиграли их новой команде. Я тогда отметил, что мы все-таки что-то можем в киберспортивном менеджменте.


Списывались с организацией M19 после этой ситуации?

Нет, не списывались - это же бизнес, киберспорт... Юридически они имели на это право, поэтому мы не стали поднимать шум. Просто было немного обидно - но это жизнь, такое случается.


В заключении немного о команде. Как на дистанции можно оценить опыт с Fortnite и его перспективы в дальнейшем?

Мы подписали шведов, которые выиграли достаточно неплохое количество призовых для Fortnite, и наши ребята тоже молодцы, топ 50 Европы - очевидно, хороший показатель. Сейчас у нас топ-3 состав в России, на мой взгляд. Более того, когда мы подписывали шведов, они сказали, что Prestige и BNq сильные игроки, с которыми им бы хотелось потренироваться. Перспективы радужные, и я не исключаю, что мы еще расширим свое присутствие в этой дисциплине.


Последний вопрос. Мне показалось - поправьте, если не прав - что Dota 2 остается одной из самых любимых и вами. Когда уже новый состав?

Сейчас у нас есть возможность подписать тир 2 состав и постоянно шафлить его в поисках успеха, как сейчас делают некоторые СНГ-команды. Но идти в эту мясорубку с тир 2 составом не хочется. Безусловно, Dota 2 нам очень интересна, но мы хотим тир 1 состав, а это большие и долгосрочные инвестиции. В нашей текущей концепции нужно цепляться за новые тайтлы, где есть возможность чего-то достичь.


Похожие новости

Все новости