Загрузка...


Интервью с Александром Заволокой

Интервью
03:07, 28-05-2023
0
Avatar
Автор
langame

Компания Paragon Events продолжает работу по организации и освещению DPC EEU. Александр Заволока рассказал о текущем положении и планах, а также прокомментировать последние новости DPC лиги и индустрии киберспорта в целом.

У вас очень большой бэкграунд в киберспорте, но вы всегда были не слишком публичной фигурой, чаще оставаясь в тени. Расскажите немного о том, каким был ваш путь до руководителя Paragon.

Моей первой работой стало написание новостей на сайте Cyberfight, это был далекий 2001. В то время я еще активно играл и был одним из сильнейших игроков в Unreal Tournament в регионе. Но в один момент принял решение сконцентрироваться на работе. Журналистика переросла в создание собственных новостных сайтов - Frag, GamesWorld, работе во Fnatic и так далее.

Но самый большой вклад в киберспорт, как мне кажется, я смог внести в 2016 году, когда мне довелось работать над первыми двумя турнирами серии EPICENTER. Затем, в 2017 на должность руководителя Epic Esports Events назначили Максима Маслова, с которым у нас не совпали взгляды на развитие компании, и я принял решение переехать в Берлин для работы над новой компанией Runtime.

Runtime занималась производством спецпитания для игроков, включая напитки и пищевые добавки. Это был интересный вызов сразу по нескольким причинам. Разработать альтернативу той еде, что обычно используют геймеры, и которая помогает им играть лучше. Наладить производство и продажи этой продукции. Привлечь венчурные инвестиции, чтобы обеспечить дальнейший рост компании.

Не все планы удалось реализовать. Продажи на территории Германии, где был основной фокус, росли, но не так стремительно, как того хотелось бы. Тем не менее, на пике продажи составляли несколько миллионов евро в год, так что определенный повод для гордости точно есть.

С 2019 до 2022 я занимался другой компанией, StreamHERO, задача которой состояла в предоставлении возможности заработка на рекламе для стримеров, независимо от их популярности, и дать инструменты для удобного размещения рекламы у стримеров для компаний. К сожалению, идея так и не нашла широкого распространения. Это нормальная ситуация, когда стартап не находит востребованность у аудитории.

Получается, что я работаю в этой индустрии на протяжении 20 лет. Весь накопленный опыт привел меня к тому, что летом 2022 родилась компания Paragon Events, где у меня есть возможность все это применять, заниматься тем, что мне по душе, и работать в компании великолепных людей. Можно сказать, что это самое большое и важное из всех начинаний, потрясающе приятные ощущения.


Многие фанаты Dota 2 узнали о Paragon в декабре, когда вы получили права на проведение на освещение Dota Pro Circuit в Восточной Европе. Расскажите, как изменилась компания за эти полгода?

Мы действительно впервые заявили о себе, получив от Valve права на проведение трех сезонов DPC EEU 2023. Тогда все приходилось строить в рекордно короткие сроки, и здесь я должен еще раз поблагодарить всю команду студийного вещания. Они сделали невозможное возможным. Мы запустились вовремя и уже по ходу сезона улучшали уровень продакшена.

Компания стремительно выросла. Как по количеству сотрудников, так и по количеству контента, который мы освещаем. Кроме того, что немаловажно, появилась возможность строить планы на несколько лет вперед.


Тогда в интервью вы говорили, что хотите создать "турнирный оператор здорового человека". Как сильно получилось приблизиться к цели? Удалось ли уже что-то создать, насколько этот человек здоровый?

Перечитал свой ответ в том интервью. Речь шла, в первую очередь, про уровень трансляции и внимание к деталям. Правильнее было бы сказать, что было и есть создать желание лучшую компанию на рынке. Студия, турнирный оператор - это все вместе.

На мой субъективный взгляд, наша студия отлично справляется с освещением контента, прикладывая огромное количество усилий для того, чтобы зрителям было интересно наблюдать за матчами любимых команд.

Что касается турнирного оператора, то пока можно судить только по EEU DPC. Понимаю, что следующие вопросы будут непосредственно об этом, поэтому лучше попытаюсь ответить на этот вопрос через них.


В этом сезоне одна из команд получила штраф на время драфта во всех матчах сезона. Это не слишком строгое наказание, как вы считаете? Такой случай, кажется, первый в истории серии.

Регламент DPC создан Valve и обязателен к соблюдению всеми участниками. В документе перечислены все моменты, которые команда обязана соблюдать. Одна из наших задач - следить за тем, чтобы нарушений не было. Команда нарушила регламент, в результате чего была оштрафована.

Все турниры проходят благодаря партнерству организаторов, спонсоров и участников, отношения между которыми регламентированы. Если одна из сторон допускает публичные заявления, негативно влияющие на имидж другого партнера, это вредит всем. В сложившейся ситуации, мы были вынуждены наложить на команду штраф, соответствующий нарушению.

Считаю важным отметить, что ни у нашей компании, ни у руководства 9 Pandas нет никаких претензий друг к другу.


Может создаться впечатление, что между турнирным оператором и одной из команд с самого начала сезона было некое напряжение, которое со временем только усиливается. Есть ли пути решения этого конфликта, и как видите это вы?

Как турнирный оператор, мы непредвзято и профессионально относимся к каждому участнику соревнований. Мы стремимся к тому, чтобы наши отношения с ними были здоровыми и позитивными, но, как и в любом партнерстве, где есть интересы двух и более сторон, достигнуть полной гармонии не всегда возможно. Мы поддерживаем рабочую коммуникацию со всеми участниками, рассматриваем любые обращения и готовы к единственно возможному решению - диалогу.


Если говорить в целом - как организатор DPC-лиги может контролировать поведение участников: в теории за нарушение подобных правил можно получить, допустим, техлуз (исключая неявку) или отстранение от сезона?

Наша задача - чтобы турнир прошел максимально комфортно для всех вовлеченных сторон. В регламенте турнира прозрачно прописаны ситуации, при которых участник может получить техническое поражение на карте или во всей встрече. Что касается дисквалификации из первого или второго дивизиона, такое может произойти только с разрешения Valve.

Valve корректирует сцену при доказанных случаях неспортивного поведения со стороны игроков. Использование "софта", матч-фиксинг и подмена аккаунтов могут привести к запрету на участие в турнирах Valve. Полагаем, что каждый случай рассматривается сотрудниками компании отдельно и требует убедительных аргументов, фактов и доказательств.

При этом сложно сказать, что именно может послужить такими доказательствами для издателя. Мы отправили Valve весомые, по нашему мнению, доказательства неспортивного поведения со стороны Lefitan и полагаем, что рано или поздно решение по этому игроку будет принято и сообщество узнает об этом.

К нам иногда поступают обращения о неспортивном поведении со стороны как участников EEU DPC, так и игроков, не выступающих на турнире. Это, безусловно, существенная проблема, требующая самого пристального внимания. Мы тщательно изучаем каждое полученное обращение и анализируем присланную информацию.

Мы видим, что большой объем информации исходит от людей, не являющихся игроками, но при этом лично подтверждающих, что они замешаны в матч-фиксинге и, соответственно, нанесении вреда сцене. Информация от таких людей должна быть не только тщательно проверена, но также подтверждена другими источниками, которые вызывают большее доверие.

В противном случае это превратится в "охоту на ведьм", когда неосторожно (или намеренно) сказанное слово может разрушить карьеру добросовестного игрока. Необходимо руководствоваться презумпцией невиновности, и пока вина конкретного игрока не будет убедительно доказана, он не должен терять доступ к соревнованиям.


В прошлом сезоне у команд уже были претензии к расписанию. В этом, насколько я знаю, у Nemiga Gaming были вопросы. Можете прокомментировать эту ситуацию? 

Как уже отмечалось ранее, мы рассматриваем все обращения команд и стремимся к тому, чтобы сделать участие в турнире максимально комфортным. Мы уважаем и ценим стремление менеджеров команд по улучшению условий для своих подопечных. К сожалению, не все запросы команд могут быть удовлетворены.

Главным приоритетом являются форс-мажорные ситуации, когда команда не может выступать в определенный день или отрезок времени. В этом случае мы вынуждены идти на корректировку расписания, что может повлиять на его баланс. Это может показаться несправедливым по отношению к другим участникам, но важно помнить, что никто не застрахован от возникновения подобных ситуаций и срочная помощь может потребоваться любому участнику.

Иногда в процессе общения с менеджерами, мы находим возможность сбалансировать расписание для одной или нескольких команд без серьезного вмешательства в матчи других участников. Мы общались с менеджером команды Nemiga Gaming по поводу этой ситуации, но так как у команды не было запросов, связанных с форс-мажорной ситуацией, а баланс расписания без серьезного вмешательства в матчи других команд был невозможен, мы не смогли удовлетворить его просьбу.


Не так давно стало известно, что Paragon получила права на показ турниров от ESL. Расскажите, как удалось заключить эту сделку? Были ли другие претенденты на русскоязычное освещение, и за счет чего удалось их опередить?

Это действительно важное и большое событие. К сожалению, я не могу разглашать детали сделки. Могу сказать, что мы участвовали и победили в тендере. Победили потому что наше предложение, по совокупности факторов, было лучшим. Скажу честно, день, когда мы узнали о победе - один из самых запоминающихся в карьере.


О планах Paragon Events. Планируете ли вы продолжить работать над DPC лигой в Восточной Европе в следующем сезоне? Когда нужно будет подавать заявку на это Valve? 

Это вопрос скорее к Valve. Конечно, нам интересно развиваться в качестве турнирного оператора, и работа над DPC - отличная возможность это делать. Если судить по прошлому году, то о том, кто будет проводить лигу Dota Pro Circuit, мы узнаем перед ее началом.


До недавнего времени Paragon - исключительно организатор DPC-лиги в нашем регионе и его трансляции. Есть ли в компании какие-то планы, выходящие за эти рамки: может быть, проведение других турниров, Major, заход в другие дисциплины - CS:GO, PUBG Mobile, Unreal Tournament?

Благодарю за упоминание Unreal Tournament, сердечко греет, все такое. DPC дал нам хороший старт, как компании, но останавливаться только на нем мы не планируем. Как видишь, мы начали сотрудничество с ESL Faceit Group, дальше - больше.

Мне бы хотелось, чтобы наши турниры приносили с собой больше добавленной ценности. Именно поэтому на DPC мы уделяем большое внимание съемкам дополнительного контента, стараясь познакомить и раскрыть для зрителей игроков и команды. Мы будем делать только те турниры, в которых будут заинтересованы зрители и команды.


Как специалист с большим опытом - могли бы вы оценить новый формат DreamLeague вместе с рекордным призовым Riyadh Masters? Как это поменяет сцену Dota 2 в этом году и в перспективе, если турнир перерастет в серию?

На мой взгляд, перезапуск DreamLeague решает проблему с разделением на регионы в Dota Pro Circuit. В противном случае зрители могут следить за матчами тир-1 команд из разных регионов только в рамках Major.

Существование такой лиги положительно влияет на экосистему в целом. У организаций появляется больше причин подписывать и поддерживать составы по Dota 2. Это улучшает рентабельность и добавляет стабильности.


Способен ли условный Riyadh Masters соперничать и в какой-то момент затмить The International? 

В текущем формате у The International нет конкурентов. Гигантский призовой фонд, главное событие года, каждый игрок мечтает о том, чтобы туда попасть, победить и прочее. Но появление еще одного турнира с солидным призовым фондом - это дополнительная мотивация тренироваться, играть лучше. Другими словами, не International единым, и это хорошо.

Лично мне хотелось бы увидеть в экосистеме Dota 2 улучшенную систему Major и снизить значение The International. Чем больше средств, выделенных на призовые для DPC и Major турниры, тем больше стабильности для команд.


Вообще, если говорить о вложениях в киберспорт организаций с Ближнего Востока: это спасительный круг для сферы? Нет ощущения, что это второе дыхание, без которого соревновательный гейминг мог задохнуться?

Сейчас киберспорт переживает не лучшие времена. Это наложилось на общий спад в экономике по всему миру. Где-то с 2017 по 2021 год образовался огромный пузырь. Дул попутный ветер, все tech-компании показывали бурный рост. Венчурные фонды легко собирали средства, которые нужно было распределить по рынку.

Киберспортивные команды получали огромные мультипликаторы. Скажем, команда за год обеспечила выручку (мерч, права, призовые, спонсоры) в $1 млн. Мы даже не говорим про прибыль - просто выручку. Такая организация могла быть оценена в $100 млн, получить 10-25 миллионов инвестиций и потом пытаться как-то их освоить и оправдать.

Расширялся штат сотрудников, росли зарплаты игроков, а выручка не сильно поспевала за всем этим. Как итог - разочарование инвесторов, слишком большие убытки, нерентабельные бизнес-модели. Выручка просто не поспевала за расходами.

Одним из самых ярких моментов того "бума" стал выход FaZe Clan на биржу. С топовых $20 за акцию до текущих $0,56. Предположу, что мы еще не скоро увидим команду, которая решится пойти на IPO. С другой стороны, у FaZe было слишком много инвесторов, которым нужен был выход. Вопрос только в том, успели ли они выйти. Как правило, у инвесторов и владельцев нет возможности продавать свои акции сразу, обычно там lock-up период на год-два.

Поэтому сейчас мы можем наблюдать охладевший интерес к киберспорту со стороны инвесторов, их ожидания и обещания команд не оправдались. Команды сокращают персонал, закрывают составы. Происходит коррекция рынка. Это нормальный и полезный процесс.

Бурный рост есть, но он в Азии, Китае. Он не в Европе и США, и не в тех игровых дисциплинах, к которым мы привыкли. На мой взгляд, через год-два ситуация улучшится и на этих рынках.


Каким вы видите будущее киберспорта и отдельно Dota 2?

Светлым! А если серьезно, то киберспорт продолжит развиваться. Как я ответил выше, сейчас мы наблюдаем коррекцию. Вполне возможно, что она продлится еще и в 2024 году. Но с ее помощью команды и турнирные операторы найдут новые источники выручки, стабилизируется ситуация с зарплатами, спонсорскими пакетами. Судьба Dota 2 зависит, как это обычно бывает, от ее разработчика. Надеюсь, что Valve продолжит поддержку экосистемы, а турнирные операторы вместе с командами продолжат вкладывать средства в развитие этой игровой дисциплины.


Новое интервью Nofear или еще один пост от  Inverno?

Мы за свободу самовыражения и приветствуем любой контент от участников, если он не нарушает регламент турнира.


 Maelstorm или Maelstrom?

С детства за  Maelstorm.


Если бы вы были едой, то какой?

Самый сложный вопрос в этом интервью. Хотелось бы быть полезной.


Если нужно сыграть 100 игр подряд на одном герое, то на каком?

Techies, конечно же.


Книга, способная изменить жизнь?

Сложный вопрос. Смотря как и насколько сильно человек хочет ее поменять. Бывает так, что ты читаешь книгу, ее все рекомендуют, но ты просто не считываешь ее посыл. Не попал по таймингу, настроению, внутреннему запросу.

Можно, например, посоветовать прочитать "Искусство любить" Эриха Фромма. Здесь важно понимать, что сама книга жизнь не поменяет. Она может навести на размышления, задать импульс, подсветить какие-то моменты. Дальше - все зависит от самого человека, от его желания развиваться, работать над собой.


Аниме, которое стоит посмотреть?

Из последнего - Demon Slayer: Kimetsu no Yaiba, Dorohedoro и Kenjin Asura, а из раннего - Ninja Scroll, Cowboy Bebop, Kensin. Ну и почти все из Миядзаки.


Похожие новости

Все новости